Изготовление дверей

Скальные гробницы и храмы древнего египта


Скальные гробницы древнего Египта

Во время Древнего царства основной формой гробницы египетского фараона была пирамида. Для погребения знатных и обеспеченных персон возводились мастабы. Но уже в период Среднего царства появились скальные гробницы – высеченные непосредственно в известняковых холмах возле берегов Нила. Спустя некоторое время в известняке стали вырубать и гробницы для фараонов. Наиболее известными скальными гробницами являются объекты в Долине царей – масштабном месте погребения правителей Древнего Египта эпохи Нового царства на западном берегу Нила, недалеко от Фив. Эти дома мертвых состояли из нескольких помещений, предназначавшихся для складирования погребальных даров и собственно погребения усопшего. Комнаты украшали яркие росписи и панно с изображениями сцен обыденной повседневной жизни фараона, мифологических сцен, священных ритуалов, церемоний, похоронных обрядов. Входы выделялись рустированными колоннами из песчанника.

Бени-Хасан знаменит своими высеченными в скале гробницами. Около берега реки, как правило, сооружалась небольшая молельня. От нее вела дорога к скальной гробнице, оканчивающаяся площадкой с обрамлением из входного портика с колоннадами.
↑ Входной портик в Бени-Хасане
При первом же взгляде на план гробницы в Бени-Хасане заметно, что вход, который обрамляют две колонны, ведет в камеру прямоугольной формы с четырьмя колоннами и с вырубленной в стене нишей. Единственным источником света был вход в комнату, а потолок был либо совсем плоским, либо с небольшим сводом.
Фасад и план гробницы в Бени-Хасане ↑
В Долине царей располагается гробница Тутанхамона, которая прекрасно сохранилась до нашего времени. Считается, что гробницы в Долине царей высекали из скал с целью спрятать и защитить их от грабителей.
↑ Вход в гробницу в Долине царей
В Бени-Хасане в гробницах устанавливались колонны, имеющие большие круглые каменные основания. Их активно использовали в архитектуре Древнего Египта. В современных архитектурных сооружениях колонны применяются только при условии, что здание сооружается в античном или классическом стиле.
Колонны и базы в Бени-Хасане ↑
Скальные гробницы изначально по своей форме были относительно простыми. Правда, уже с XIX династии в Новом царстве форма получила развитие в более сложную систему с украшениями камер рельефом, рисунками, надписями и с соединениями между камерами в виде коридоров и лестниц. Их создавали специальные команды мастеров, приглашаемых из небольшой деревни Дейр эль-Мединэ.
План царской гробницы в Фивах, Новое царство ↑
Чтобы гробницы не были осквернены, египтяне придумали целый ряд специальных ухищрений: ложные ходы, фальшивые камеры, ямы. Нарушители покоя гробницы, выбрав в качестве своего пути ложный ход, приходили к совершенно пустой погребальной камере, в то время как истинное захоронение было спрятано под их ногами.
↑ Ложный ход скальной гробницы
Саркофаг располагался в роскошно украшенной всевозможным декором погребальной камере. Обычно он изготавливался из цельного гранитного куска и покрывался иероглифами, образовывающими изящный графический узор.
Саркофаг ↑

ri-kam.ru

Скальные храмы и гробницы древнего египта

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати — мастабы, а для фараонов даже еще при их жизни — огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище — гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача — заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях — мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

Мастаба (по-арабски — скамья) была простейшим монументальным погребальным сооружением и имела, как правило, форму усеченной пирамиды, и состояла из двух частей: надземной, где располагались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».

Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступенчатой пирамиды. Сооружением этого типа является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара (около 2800-2780 г. до н. э.) одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня высотой 60 м, а основание — прямоугольник со сторонами 107 X 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.

Предполагают, что руководил постройкой пирамиды Имхотеп, жлец и канцлер. В основании пирамиды Джосера лежит монолитная скала. Неизвестно, какими инструментами пользовались строители, чтобы выровнять поверхность скалы более плутора гектаров площадью. При ее создании практически не использовали подсыпку, подкладку камней, а срезали все скальные выступы. Для обеспечения защиты от грабителей, погребальный колодец располагался глубоко под подошвой пирамиды. Впервые его измерения провел Джон Перринг в 1837 г. , установив, что погребальный колодец пирамиды Джосера практически правильной циллиндрической формы диаметром 9 м и глубиной 23,5 м. Под днищем колодца располагалась погребальная капера, доступ к которой перекрывал блок гранита весом 4 тонны. Пирамида состоит из 6 ступеней. Это число в Древнем Египте не имела такого значения, как, например, 4 (4 стороны света, 4 стихии) или 7 (7 планет), предполагают, что изначально ступеней было 7, но известняк не выдерживал такой нагрузки, потому последнюю ступень разобрали (7).

Пирамиды фараонов — жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях золотого сечения — деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработанны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц.

К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в период Древнего царства в третьем тысячелетии до н. э. в некрополе в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун, XXII в. до н. э.), Хефрена и Микерина (около 2900—2700 гг. до н. э.). Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений. .

Высота самой большой из них — пирамиды Хеопса — около 150 м, со стороной квадрата основания — 233 м, площадью 52900 кв. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Сложена она без связующего материала, насухо, из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2,5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании — 1,5 м, у вершины — 55 см). Изначально наружная поверхность пирамиды Хеопса была облицована белым камнем, а основание — гранитом. Наклонный ход, перекрытый блоками напуском, ведет в небольшую центральную погребальную камеру фараона.

Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун, стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его могущества, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания — она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена, которая была всего на 8 м ниже пирамиды Хеопса, значительно ниже (почти вдвое) — пирамида Микерина, наиболее поздняя из комплекса пирамид в Гизе, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения — не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри (3, стр. 7-9; 4, стр. 6-7; 5, 195-219; 6, том 1, стр. 49-61, 144-147; 8, стр. 11-13; 11, стр. 7-10; 12, 9-11).

Схематический разрез пирамид: а) Саккара, б) Дашур, в) пирамида Снофру в Дашуре, д) пирамида Хеопса в Гизе

Архитектура и Проектирование | Справочник

Пирамиды и гробницы Древнего Египта

У древних народов, не предававших своих трупов сожжению, гробница всегда воспроизводит форму жилища. Так же, как и храмы, гробницы бывают надземными и подземными. И те и другие строятся по одному плану и состоят из одинаковых частей: погребальной камеры и помещения для погребальных обрядов — склепа и святилища.

Надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах (как в Бени-Гассане), состоят из двух частей: погребальной камеры и расположенного перед ней помещения для религиозных обрядов. В пещерах и гробницах фиванских династий помещение для религиозных обрядов представляет собой отдельный храм. Рамессеум и Мединет-Абу и были подобными поминальными храмами Рамсеса II и Рамсеса III. Храм Сфинкса нес те же функции при пирамиде Хеопса.

Примечание: Гробница со времени фараона Тутмоса I (XVI в. до н. э.) была отделена от храма. Тутмос I перенес свою гробницу в Бибан-эль-Молук, в «долину царей», ставшую с этого времени царским некрополем.

Гробница в форме жилища

Гробницы первых династий напоминают хижину феллаха с покатыми стенами и плоской крышей. «Мастабы», несомненно, являются подобием дома: снаружи легко различается обработка двери. Внутренний план и украшения подражают жилому помещению. Потолок из пальмовых стволов, отверстия, проделанные для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни. На рисунке 8 воспроизведены декоративные мотивы одной из таких гробниц, где мертвый окружается той же обстановкой, в которой протекала вся его земная жизнь.

Читайте так же:  Храм вознесения в иерусалиме

В массивах некоторых мастаб (рисунок 55, В) имеется замурованный колодец Р, заканчивающийся погребальной камерой. В других мастабах (А) вместо зал имеются узкие галереи с портретными статуями покойника.

Рис. 55

Рис. 56

Пирамиды

В нижнем Египте стоят пирамиды, окруженные мастабами (рисунок 56). Они сводятся к следующим типам:

А — собственно пирамида (Гизех);

D — пирамида с ломаным профилем (Дашур);

S — ступенчатая пирамида (Саккара).

Так же, как и в мастабах, наружные плоскости пирамид ориентированы по странам света. На рисунке 56, А на разрезе пирамиды показаны погребальные камеры, ведущие к ним шахты и вентиляционные каналы V.

Погребальная камера представляет собой помещение со строго отвесными каменными стенами, иногда с плоским плафоном, а иногда со сводчатым перекрытием. Камеры, а иногда и ведущие к ним шахты, защищены от давящей на них массы пирамиды особой разгрузочной системой (рисунок 57). Входы в галереи заделаны каменной кладкой и совершенно замаскированы. В некоторых местах галереи облицованы гранитом и перегорожены опускными гранитными плитами, скользящими в продольных пазах.

Рисунок 57, А изображает одну из таких плит в полуприподнятом положении. Вероятно, она держалась на мешках с песком; достаточно было их опорожнить, чтобы плита плавно опустилась. Рисунок 57, В изображает вариант, при котором плита поддерживалась деревянной опорой: опору сжигали, и плита, упав, загораживала проход.

Современные мастабам пирамиды также украшены стенной росписью, но обычно более скупой и отвлеченной — синее небо со звездами на плафоне и вместо фигурных композиций иероглифические надписи.

Рис. 57 Рис. 58

Методы стройки. Последовательная кладка. — Структура большей части пирамид показывает, что они строились по методу последовательной кладки. С первых же лет своего правления фараон приступал к сооружению подземелья и ядра пирамиды. И далее, на протяжении всей своей жизни, он продолжал стройку пирамиды и сооружал вторую, более пышную погребальную камеру, которая заменяла первую. В течение всей жизни фараона возникали все новые слои кладки и новые помещения.

Добавления производились тем или иным способом, указанным на рисунках 15 и 58.

1. Вариант А: утолщение стен ядра новой кладкой.

2. Вариант S: к наружным плоскостям ступенчатого ядра добавляют последовательно новые ряды кладки, которым придают некоторый наклон. Так объясняется происхождение ступенчатых пирамид.

3. Вариант D, в сущности, представляет разновидность предыдущего способа и, по-видимому, объясняет происхождение пирамиды с ломаным профилем.

4. Наконец, применялся упрощенный способ, указанный на рисунке Т. Вместо того, чтобы создавать массу пирамиды из правильных рядов каменной кладки, делали кладку с забутовкой, ставили стенки и заполняли пустоты между ними.

Каков бы ни был способ кладки массы пирамиды, облицовка всегда давалась в правильных рядах. По указанию Геродота, окончательная обработка велась с вершины и постепенно доводилась до основания (рисунок 58, R); это — тот метод, который впоследствии ввели у себя греки.

Различное назначение пирамид. — Пирамида является символом долговечности и абсолютного покоя; форма ее отвечала идее гробницы, но едва ли пирамиды служили только усыпальницами.

Жомар, пораженный необычайной точностью ориентации Большой пирамиды и тем, что направление ее главной галереи совпадает с земной осью, считает эту пирамиду одним из астрономических памятников.

Предположение Жомара о метрологическом характере пира­мид уточнено М. Мауссом. Измерения и пропорции всех законченных пирамид непосредственно связаны с египетской системой мер. Для доказательства достаточно упомянуть, что сторона Большой пирамиды равна 600 локтям, или 1 стадию. Большая пирамида является как бы каноном мер.

Впрочем, эти разнообразные функции не противоречат друг другу и ничем не нарушают основной идеи пирамиды как погребального сооружения. Тесная связь пирамиды с египетской системой мер — с одной стороны, и с областью изучения астрономических явлений — с другой, как бы подчеркивает культовый характер этого памятника.

Подземные гробницы

Эпоха пирамид заканчивается в Нижнем Египте около VI династии, период мастаб — около XI. Позднее пирамида встречается лишь как исключение. Существует вид пирамиды, поставленной на мастабу: в развалинах Абидоса есть такие гробницы, представляющие собой цоколь с пологими плоскостями, на котором, в свою очередь, возвышается небольшая пирамида. Образцами позднего вида пирамиды являются вытянутые пирамиды Эфиопии.

Примечание: Композиция небольшой пирамиды на мастабообразной базе характерна для периода Среднего царства. Прототипом ее являются уже храмы солнца V династии, где ставился обелиск на подобной базе.

Эпоха XII династии характеризуется сооружением подземных гробниц с наружным портиком; начиная с XVIII династии, портик исчезает, и вход в подземелье маскируется.

Мы уже говорили выше о высеченных в скалах гробницах с портиками Бени-Гассана; рисунок 59 воспроизводит внутренний план одной из фиванских гробниц, в которой вход совершенно замаскирован земляной насыпью, похожей на естественный холмик.

Рис. 59

Эти гробницы представляют собой несколько видоизмененный и расширенный план галерей в пирамидах; единственное отличие состоит в отсутствии опускных плит, которые перегораживают галереи пирамид. Здесь такие плиты явились бы плохой защитой, так как при рыхлости скалы их легко было бы отбить; чтобы отвлечь внимание грабителей, воздвигались стенки, маскирующие продолжение галерей, или даже ставились ложные саркофаги.

Настенная роспись гробниц носит тот же характер, что и в пирамидах и мастабах, изменяется только сюжет: вместо все реже встречающихся бытовых сцен начинают преобладать мифологические мотивы.

Примечание: Не только сюжеты, но и стиль росписей периода Среднего и особенно Нового царства отличаются от Древнего царства.

Постепенное расширение подземных гробниц. — Та же мысль, которая руководила зодчим при сооружении пирамиды, была положена в основу создания длинных галерей подземных гробниц: усыпальница для фараона должна была быть закончена, когда бы ни наступил час его смерти. Сначала строили первую подземную камеру, затем проводили галерею ко второй камере, обычно более обширной и богаче обставленной, и т. д. Слишком рыхлые слои скалы обходили, проводя шахту в другом направлении; на рисунке 59, А дан пример таких обходов. Иногда на пути прокладываемой шахты встречалась уже ранее сооруженная гробница, и тогда снова приходилось уклоняться в сторону (гробница Рамсеса III). Часто шахта оставалась незаконченной: это означало, что ко дню смерти фараона последние камеры еще не были готовы.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Скальные храмы и гробницы

Архитектурный комплекс в Карнаке.

XVI в. до н. э. — конец I тыс. до н. э.

Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства. В эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов, они отличались особой пышностью и богатством внешнего и внутреннего убранства. Храмы — святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски и статуи фараонов. За входом находился открытый двор, обнесенный колоннадой, а затем в определенной последовательности — один или несколько гипостпилъных (грен, «поддерживаемый колоннами») залов и святилище.

Читайте так же:  Храм спас загорье

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый большой в мире храм с колоннами, состоящий из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.

Величественный гипостильный зал имеет длину 102 м и ширину 53 м. «Дремучий лес» из 34 колонн 23-метровой высоты производит неизгладимое впечатление на зрителей. Всякий, кто оказывается внутри храма, ощущает нарастание движения, на­правленного к центральной колоннаде. Освещенность храма имела символическое значение и выражала идею двух фаз жизни — рождения и расцвета. Попадая внутрь здания, свет струился мощными потоками, отражаясь на поверхностях капителей колонн в виде раскрытых цветов лотоса. Другие колонны зала, имевшие форму нераскрывшихся бутонов папируса, оставались в полумраке.

Поразительно богатство росписей интерьеров, где пол олицетворял землю, а раскрашенный в темно-синий цвет потолок — небо с золотыми звездами и парящими в нем коршунами. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанический сад», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Два пилона — башни в виде трапеции с высокими обелисками — составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему новые помещения, иногда пе­ределывая старые.

ХрамАмона-Ра в Луксоре.

XV—XIII вв. до н. э.

Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада, имеющая 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в ровный строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков сейчас украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фарао­на и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.

Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых —Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров.

В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для его строительства царица, покровительствовавшая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне желтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельней.

Храм царицы Хатшепсут. Начало XV в. до н. э. Дейр эль-Бахри

Внутренняя отделка этого храма поражает богатством и изыс­канностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно смотрятся с раскрашенными рельефами на стенах. В одном святилище стояло более 200 статуй. Дорога восхождения к храму вела с западного берега Нила через аллею сфинксов. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производило впечатление величия и торжественности.

Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.

Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Но­вого царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.

Статуя бога Гора. Ill—I вв. до н. э. Эдфу

Лучше всего сохранившимся памятником архи­тектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым пос­ле Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина со­ставляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраня­ют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигу­рами Гора и Хатхор. Большой двор храма с трех сторон окружен колоннами. Стены, потолки, ко­лонны и лестницы внутренних помещений украше­ны прекрасными барельефами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8170 — | 7850 — или читать все.

176.212.181.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)очень нужно

Архитектура Древнего Египта Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. АБУ-СИМБЕЛ. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемwww.sohdemyanovo.ru

Презентация на тему: » Архитектура Древнего Египта Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. АБУ-СИМБЕЛ.» — Транскрипт:

1 Архитектура Древнего Египта Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. АБУ-СИМБЕЛ.

2 Новый расцвет строительства архитектурных сооружений в Древнем Египте произошёл в эпоху Нового царства – развивается идея пространного храмового комплекса: фараоны-правители строили религиозные храмы-святилища для почитания богов. Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, полускальные и скальные храмовые комплексы. Храмы – жилища богов

3 Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества

4 Новое царство. Храмовый комплекс в Абу-Симбеле. ХШ в. до н.э. А бу-Симбел скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана. Выдающаяся почти к самой реке скала из мелкозернистого песчаника, высотой в 100 м, названа в иероглифических надписях «священной горой».

5 Храмы в Абу-Симбел построены последним великим фараоном Египта Рамсесом II и были целиком выточены в скале. Храмы в Абу-Симбел построены последним великим фараоном Египта Рамсесом II и были целиком выточены в скале. Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса II; другой, малый, в честь его первой жены, царицы Нефертари.

6 Большой храм посвящен богу Амону – Ра, богу Птаху, богу Гору и самому Рамсесу. Скальный храм Рамсеса II

7 Высота статуй Рамсеса 20 м

8 Войдя в храм, попадаем в величественный зал, потолок которого поддерживают четыре пары мощных столбов.

9 К столбам прислонены статуи Рамсеса в виде бога производительных сил природы Осириса.

10 Зал Большого храма в Абу-Симбел. Высота статуй Рамсеса – 10 м

11 Стены зала украшены рельефами с изображением сцен сражений и побед фараона

12 Святилище большого храма в Абу-Симбел Храм точно ориентирован с востока на запад. 2 раза в год, в день равноденствия, лучи восходящего солнца проникают в глубину храма на 63 м и освещают стены святилища.

Читайте так же:  Храм 3 мкр московский

13 Святилище большого храма в Абу-Симбел В святилище, самой потаённой части храма, находятся четыре статуи сидящих богов: Птах, Амон-Ра, обожествлённый Рамсес и Ра-Хорахти.

14 Между ступнями статуй стоят небольшие, в человеческий рост скульптуры жены Рамсеса Нефертари

15 Малый храм находится в 135 метрах к северу от большого. Посвящён жене Рамсеса Нефертари и богине неба Хатор. Малый скальный храм в Абу — Симбеле (храм царицы Нефертари). XIII в до н.э.

16 Фасад малого храма формируют 6 статуй высотой 10 м. Статуи стоят в нишах, по три с каждой стороны от входа (четыре огромные статуи Рамсеса; между ними – две статуи царицы Нефертари в образе богини любви Хатхор, у ног супругов помещены изваяния их детей). Храм царицы Нефертари. XIII в до н.э.

17 За небольшим гипостильным залом, в глубине храма, находится святилище со статуей богини Хатор Храм царицы Нефертари

18 Более трёх тысяч лет расположенный у воды храмовый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами приветствовали бога солнца Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окрашивались красками утренней зари.

19 Чудеса инженерии В 1965 г. в связи с сооружением на реке Нил Асуанской плотины, храмовому комплексу в Абу-Симбеле грозило затопление. Страны всего мира при содействии ЮНЕСКО объединили свои усилия для оказания помощи Египту в деле сохранения исторических памятников культуры. Было предложено осуществить срез скального массива, распилить храм на огромные блоки весом до 30-ти тонн, а затем восстановить, что и было с успехом сделано за 5 лет. Храм перенесли на 200 м в сторону и вверх на 65 метров по скалистому берегу Нила. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

20 НазваниеГде?Особенности 3Храм бога Амон – Ра, бога Птаха, бога Гора и фараона Рамсеса. Абу-Симбел1. Не построен, а высечен из скал. 2. Фасад украшен четырьмя 20 м статуями 3. Залы поддерживаются колоннами в виде ста- туй Рамсеса высотой 10 м от пола до потолка. 4. Стены покрыты резьбой и рисунками. 5. Бетонный купол, являющийся как бы сердцевиной горы, создаёт впечатление о грандиозности сооружения. 4Храм богини Хатор Абу-Симбел1. Не построен, а высечен из скал. 2. Фасад украшен шестью 10 м статуями фараона и его супруги 3. Колонны в виде столбов с капителями, изображающими женскую голову с коровьими рогами.

21 Вопросы Почему храмовый ансамбль Абу-Симбела называют жемчужиной египетской архитектуры? В чём его своеобразие?

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Скальные гробницы Египта

Частичный перевод статьи с немецкого осуществлен для проекта «Египтопедия». Данный текст является авторской собственностью. Если Вы хотите разместить данную статью у себя на сайте, просьба разместить активную ссылку на сайт «Egyptopedia.info»

кальные гробницы Египта — вид захоронения в Древнем Египте, погребальная камера в котором врезалась на определенной глубине в скальном образовании и которое являлось обычным для богатых египтян в древности. Наиболее древние погребения подобного типа на территории Египта относятся к IV тысячелетию до н.э.

Наружная часть гробницы в Бени-Хасане. Рисунок Девида Робертса, 1838 год

Египетские скальные гробницы, как правило, имели небольшое святилище снаружи, от которого вел вертикальный ход в место захоронения. Изначально структура скальных гробниц была похожа на внутреннее строение мастаб, однако, с течением времени, она все более усложнялась. Особенно примечательна сложная архитектура подобных гробниц эпохи VI-й Династии и Первого Переходного периода. Чтобы построить такое захоронение, древнеегипетские мастера использовали каменные и медные орудия, а позднее — орудия из бронзы. Возле скальных некрополей, как правило, находилось поселение местных каменщиков, занимающихся строительством новых гробниц.

К наиболее значительным местам скоплений скальных гробниц Древнего Египта можно отнести некрополи в Бени-Хасане, где находятся многочисленные погребения местных нормахов, построенные между Первым Переходным периодом и XII-й Династией, и на западной стороне Фив — славноизвестном месте расположения «Долины Царей» и ряда гробниц эпохи Нового Царства.

2. Гробницы Нового царства
2.1. Гробницы знати в Шейх-Абд-эль-Курне

Фиванский некрополь — гробницы вельмож и высшего чиновничества Нового царства — был расположен на левом берегу Нила в Шейх-Абд-эль-Курне.

Нынешний вид гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане

Обычно эти гробницы имели в плане форму буквы Т. Вход размещался в наружной стене переднего поперечного зала; по оси входа шел продольный зал-коридор, замыкавшийся в глубине нишей; часто в нише устанавливались парные сидячие статуя умершего и его жены.

В одном из торцов поперечного зала обычно размещалась заупокойная стела в ферме ложной двери, иногда выполненная на стене росписью. Стены этих пещерных гробниц чаще всего покрывались росписью по гипсовой подготовке. Росписи изображали жизнь богатой усадьбы: мастерские, кладовые и кухня, скотный двор и пр.

Потолки также покрывались росписью, преимущественно геометрического или растительного характера.

Иногда перед входом в гробницу размещался открытый двор для жертвоприношений.

Часто планировка гробницы усложнялась добавлением к основным залам маленьких боковых помещений — кладовых; число основных зал в некоторых гробницах увеличивалось, они расширялись и в связи с этим требовали установки опор-колонн, размещавшихся двумя или четырьмя рядами (например гробница Аменемхета в Фивах).

2.2. «Долина царей» (гробницы фараонов)

Могилы фараонов Нового царства располагались тоже на левом берегу Нила за горной цепью Дейр-эль-Бахари, в ущелье, замкнутом со всех сторон и сообщающемся с долиной реки узкими тропами. Страбон насчитывал в этой «Долине царей» сорок погребений фараонов, к тому времени уже вскрытых и ограбленных. Современным археологам известно 60 гробниц. Некоторые из них очень скромны по размерам, другие, как, например, гробница Сети I, представляют собою настоящие подземные дворцы.

Гробницы в Долине Царей. Рисунок Уильяма Генри Бартлета из собрания ‘Нильская ладья или Взгляд на Землю Египетскую’, 1862 год

План гробниц, в основном, везде одинаков. Лестница, вырубленная в скале, вела a коридор, опускавшийся пандусом вниз. Иногда этот коридор, суживаясь, как бы делился на три отрезка. Коридор вел к центральному подземному залу — золотой комнате, где устанавливался в некотором углублении саркофаг фараона. За комнатой саркофага следовало обычно еще одно помещение для наиболее ценных даров. В некоторых случаях входной коридор был более коротким, а главная ось изломанной, как в недавно открытой гробнице Тутанхамона. Иногда количество больших парадных помещений увеличивалось, как в гробнице Сети I, и потолки наиболее обширных из них опирались на два ряда прямоугольных столбов. Во всех гробницах фараонов вокруг главных помещений размещались боковые комнатки-кладовые. Стены гробниц фараюнов были покрыты росписью или рельефами с изображениями религиозного содержания в противоположность гробницам вельмож, роспись которых носила бытовой характер.

В связи с изменением характера гробниц и с переносом» их в узкое ущелье «Долины царей» могила отрывалась от заупокойного храма, который строился в долине реки. Основной причиной отрыва царской гробницы от заупокойного храма было постоянное стремление оградить могилы от ограбления.

samson-reki.ru

Скальные храмы и гробницы

Архитектурный комплекс в Карнаке.

XVI в. до н. э. — конец I тыс. до н. э.

Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства. В эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов, они отличались особой пышностью и богатством внешнего и внутреннего убранства. Храмы - святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски и статуи фараонов. За входом находился открытый двор, обнесенный колоннадой, а затем в определенной последовательности — один или несколько гипостпилъных (грен, «поддерживаемый колоннами») залов и святилище.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый большой в мире храм с колоннами, состоящий из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.

Величественный гипостильный зал имеет длину 102 м и ширину 53 м. «Дремучий лес» из 34 колонн 23-метровой высоты производит неизгладимое впечатление на зрителей. Всякий, кто оказывается внутри храма, ощущает нарастание движения, на­правленного к центральной колоннаде. Освещенность храма имела символическое значение и выражала идею двух фаз жизни — рождения и расцвета. Попадая внутрь здания, свет струился мощными потоками, отражаясь на поверхностях капителей колонн в виде раскрытых цветов лотоса. Другие колонны зала, имевшие форму нераскрывшихся бутонов папируса, оставались в полумраке.

Поразительно богатство росписей интерьеров, где пол олицетворял землю, а раскрашенный в темно-синий цвет потолок — небо с золотыми звездами и парящими в нем коршунами. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанический сад», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Два пилона — башни в виде трапеции с высокими обелисками — составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему новые помещения, иногда пе­ределывая старые.

ХрамАмона-Ра в Луксоре.

XV—XIII вв. до н. э.

Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада, имеющая 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в ровный строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков сейчас украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фарао­на и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.

Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых —Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров.

В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для его строительства царица, покровительствовавшая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне желтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельней.

Храм царицы Хатшепсут. Начало XV в. до н. э. Дейр эль-Бахри

Внутренняя отделка этого храма поражает богатством и изыс­канностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно смотрятся с раскрашенными рельефами на стенах. В одном святилище стояло более 200 статуй. Дорога восхождения к храму вела с западного берега Нила через аллею сфинксов. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производило впечатление величия и торжественности.

Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.

Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Но­вого царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.

Статуя бога Гора. Ill—I вв. до н. э. Эдфу

Лучше всего сохранившимся памятником архи­тектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым пос­ле Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина со­ставляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраня­ют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигу­рами Гора и Хатхор. Большой двор храма с трех сторон окружен колоннами. Стены, потолки, ко­лонны и лестницы внутренних помещений украше­ны прекрасными барельефами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

Скальные гробницы Египта

Архитектурный комплекс в Карнаке.

XVI в. до н. э. — конец I тыс. до н. э.

Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства. В эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов, они отличались особой пышностью и богатством внешнего и внутреннего убранства. Храмы — святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски и статуи фараонов. За входом находился открытый двор, обнесенный колоннадой, а затем в определенной последовательности — один или несколько гипостпилъных (грен, «поддерживаемый колоннами») залов и святилище.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый большой в мире храм с колоннами, состоящий из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.

Величественный гипостильный зал имеет длину 102 м и ширину 53 м. «Дремучий лес» из 34 колонн 23-метровой высоты производит неизгладимое впечатление на зрителей. Всякий, кто оказывается внутри храма, ощущает нарастание движения, на­правленного к центральной колоннаде. Освещенность храма имела символическое значение и выражала идею двух фаз жизни — рождения и расцвета. Попадая внутрь здания, свет струился мощными потоками, отражаясь на поверхностях капителей колонн в виде раскрытых цветов лотоса. Другие колонны зала, имевшие форму нераскрывшихся бутонов папируса, оставались в полумраке.

Поразительно богатство росписей интерьеров, где пол олицетворял землю, а раскрашенный в темно-синий цвет потолок — небо с золотыми звездами и парящими в нем коршунами. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанический сад», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Два пилона — башни в виде трапеции с высокими обелисками — составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему новые помещения, иногда пе­ределывая старые.

ХрамАмона-Ра в Луксоре.

XV—XIII вв. до н. э.

Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада, имеющая 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в ровный строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков сейчас украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фарао­на и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.

Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых —Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров.

В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для его строительства царица, покровительствовавшая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне желтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельней.

Храм царицы Хатшепсут. Начало XV в. до н. э. Дейр эль-Бахри

Внутренняя отделка этого храма поражает богатством и изыс­канностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно смотрятся с раскрашенными рельефами на стенах. В одном святилище стояло более 200 статуй. Дорога восхождения к храму вела с западного берега Нила через аллею сфинксов. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производило впечатление величия и торжественности.

Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.

Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Но­вого царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.

Статуя бога Гора. Ill—I вв. до н. э. Эдфу

Лучше всего сохранившимся памятником архи­тектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым пос­ле Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина со­ставляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраня­ют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигу­рами Гора и Хатхор. Большой двор храма с трех сторон окружен колоннами. Стены, потолки, ко­лонны и лестницы внутренних помещений украше­ны прекрасными барельефами.

Некрополь

Смотреть что такое «Некрополь» в других словарях:

  • НЕКРОПОЛЬ — (греч. nekropolis, от nekros мертвый и polis город). Кладбище у древних. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НЕКРОПОЛЬ греч. nekropolis, от nekros, мертвый, и polis, город. Кладбище у древних … Словарь иностранных слов русского языка

  • некрополь — место вечного упокоения, погост, кладбище, могильник Словарь русских синонимов. некрополь см. кладбище Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

  • НЕКРОПОЛЬ — НЕКРОПОЛЬ, некрополя, муж. (от греч. nekros мертвый и polis город) (книжн. ист.). В древнем мире большое кладбище. Некрополь в древних Фивах. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • НЕКРОПОЛЬ — справочное издание в Российской империи кон. 19 нач. 20 вв. Содержит публикации надгробных надписей с различных кладбищ. Изданы Санкт Петербургский, Московский, провинциальные, заграничные и другие некрополи … Большой Энциклопедический словарь

  • НЕКРОПОЛЬ — (от греч. nekros мертвый и polis город) то же, что могильник … Большой Энциклопедический словарь

  • НЕКРОПОЛЬ — НЕКРОПОЛЬ, я, муж. Место, где похоронены знаменитые люди; по отношению к древнему миру вообще могильник, кладбище. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Некрополь — могильник, кладбище. Название, обычно распространялось на комплексы погребений древнего мира. В. Д. Гладкий Древний Мир Том 1 (Источник: «Древнеегипетский словарь справочник».) … Энциклопедия мифологии

  • Некрополь — Главный некрополь России у Кремлёвской стены … Википедия

  • Некрополь — I Некрополь (от греч. nekrós мёртвый и pólis город) могильник, кладбище. Название, обычно распространяемое на комплекс погребений древнего мира, например, Дипилонский Н. древних Афин, в Древнем Египте Н. г. Фив с гробницами фараонов и… … Большая советская энциклопедия

  • Некрополь — I Некрополь (от греч. nekrós мёртвый и pólis город) могильник, кладбище. Название, обычно распространяемое на комплекс погребений древнего мира, например, Дипилонский Н. древних Афин, в Древнем Египте Н. г. Фив с гробницами фараонов и… … Большая советская энциклопедия

  • некрополь — (от греч. nekros – мёртвый и polis – город), кладбище, место для захоронений, как правило украшенное надгробными стелами и памятниками. Некрополи Древнего мира (в особенности у египтян, этрусков) часто представляли собой обширные «города мёртвых» … Художественная энциклопедия

Некрополь во Франции

Некро́поль (дословно «город мёртвых», др.-греч. νεκρός — мёртвый, πόλις — город) — комплекс погребений древнего мира: большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями. В частности, так называют, например, Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие сооружения. Некрополем также обычно называли могильник или место большого количества захоронений.

Некрополь Керамика

Некрополи этрусков по масштабам напоминают скальные гробницы стран Востока и не имеют аналогов в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Знать строила их для обеспечения своей загробной жизни в виде дворцов, повторяющих планировку жилых домов. Склепы украшались фресками и заполнялись драгоценной утварью.

Римляне чаще располагали некрополи вдоль дорог для напоминания живущим о подвигах предков (наиболее известный — Римские катакомбы вдоль Аппиевой дороги).

Бог погребальных ритуалов у Древних Египтян Анубис был также богом некрополей.

> См. также

  • Некрополистика
  • Акрополь
  • Некрополь у Кремлёвской стены
  • Кладбище
  • Катакомбы
  • Колумбарий
  • Мавзолей

Литература

  • Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика / АН СССР, Отд-ние истории. — М.: Наука, 1988. — 240 с. — 17 000 экз. — ISBN 5-02-009468-4. (в пер.)
  • Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. М., 1996. C. 24-27.
  • Ульянов О. Г. Вопросы церковно-археологического освидетельствования мощей на современном этапе // Церковная археология. Вып. 4 / Материалы Второй Всероссийской церковно-археологической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н.В. Покровского 1–3 ноября 1998 г. СПб., 1998. С. 300-305.
  • Ульянов О. Г. Погребение преп. Андрея Рублева в свете новейших исследований // Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 7. Можайск, 2000.
  • Скуднова В. М. Архаический некрополь Ольвии: Публикация одной коллекции / Научная редакция и подготовка к изданию С. П. Борисковской; Государственный Эрмитаж. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1988. — 184 с. — 4 300 экз. — ISBN 5-210-00072-9. (в пер.)
  • Грач Н. Л. Некрополь Нимфея / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Наука, 1999. — 328 с. — 500 экз. — ISBN 5-02-026130-0. (в пер.)
  • Шокарев С. Ю. Великий князь Николай Михайлович и становление охраны памятников некрополя // Археографический ежегодник за 2000 год. — М.: Наука, 2001. — С. 379-382.
  • Сто великих некрополей: Сборник / Авт.-сост. Н. А. Ионина. — М.: Вече, 2004. — 480 с. — (100 великих). — ISBN 5-9533-0219-3. (в пер.)

crafts-people.ru

Архитектура Древнего Египта Скальные гробницы и храмы Среднего

Архитектура Древнего Египта Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. АБУ-СИМБЕЛ.

Храмы – жилища богов • Новый расцвет строительства архитектурных сооружений в Древнем Египте произошёл в эпоху Нового царства – развивается идея пространного храмового комплекса: фараоны -правители строили религиозные храмы-святилища для почитания богов. • Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, полускальные и скальные храмовые комплексы.

Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества

Новое царство. Храмовый комплекс в Абу-Симбеле. ХШ в. до н. э. • Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298— 1213 до н. э. ). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана. Выдающаяся почти к самой реке скала из мелкозернистого песчаника, высотой в 100 м, названа в иероглифических надписях «священной горой» .

Храмы в Абу-Симбел построены последним великим фараоном Египта Рамсесом II и были целиком выточены в скале. Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса II; другой, малый, — в честь его первой жены, царицы Нефертари.

Скальный храм Рамсеса II • Большой храм посвящен богу Амону – Ра, богу Птаху, богу Гору и самому Рамсесу.

Скальный храм Рамсеса II Высота статуй Рамсеса 20 м

• Войдя в храм, попадаем в величественный зал, потолок которого поддерживают четыре пары мощных столбов.

К столбам прислонены статуи Рамсеса в виде бога производительных сил природы Осириса.

Зал Большого храма в Абу-Симбел. Высота статуй Рамсеса – 10 м

• Стены зала украшены рельефами с изображением сцен сражений и побед фараона

Святилище большого храма в Абу-Симбел Храм точно ориентирован с востока на запад. 2 раза в год, в день равноденствия, лучи восходящего солнца проникают в глубину храма на 63 м и освещают стены святилища.

Святилище большого храма в Абу-Симбел В святилище, самой потаённой части храма, находятся четыре статуи сидящих богов: Птах, Амон-Ра, обожествлённый Рамсес и Ра -Хорахти.

• Между ступнями статуй стоят небольшие, в человеческий рост скульптуры жены Рамсеса Нефертари

Малый скальный храм в Абу - Симбеле (храм царицы Нефертари). XIII в до н. э. Малый храм находится в 135 метрах к северу от большого. Посвящён жене Рамсеса Нефертари и богине неба Хатор.

Храм царицы Нефертари. XIII в до н. э. Фасад малого храма формируют 6 статуй высотой 10 м. Статуи стоят в нишах, по три с каждой стороны от входа (четыре огромные статуи Рамсеса; между ними – две статуи царицы Нефертари в образе богини любви Хатхор, у ног супругов помещены изваяния их детей).

Храм царицы Нефертари За небольшим гипостильным залом, в глубине храма, находится святилище со статуей богини Хатор

Более трёх тысяч лет расположенный у воды храмовый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами приветствовали бога солнца Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окрашивались красками утренней зари.

Чудеса инженерии • В 1965 г. в связи с сооружением на реке Нил Асуанской плотины, храмовому комплексу в Абу-Симбеле грозило затопление. • Страны всего мира при содействии ЮНЕСКО объединили свои усилия для оказания помощи Египту в деле сохранения исторических памятников культуры. • Было предложено осуществить срез скального массива, распилить храм на огромные блоки весом до 30 -ти тонн, а затем восстановить, что и было с успехом сделано за 5 лет. • Храм перенесли на 200 м в сторону и вверх на 65 метров по скалистому берегу Нила. • Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

№ Название Где? Особенности 3 Храм бога Амон – Ра, бога Птаха, бога Гора и фараона Рамсеса. Абу-Симбел 1. Не построен, а высечен из скал. 2. Фасад украшен четырьмя 20 м статуями 3. Залы поддерживаются колоннами в виде статуй Рамсеса высотой 10 м от пола до потолка. 4. Стены покрыты резьбой и рисунками. 5. Бетонный купол, являющийся как бы сердцевиной горы, создаёт впечатление о грандиозности сооружения. 4 Храм богини Хатор Абу-Симбел 1. Не построен, а высечен из скал. 2. Фасад украшен шестью 10 м статуями фараона и его супруги 3. Колонны в виде столбов с капителями, изображающими женскую голову с коровьими рогами.

Вопросы • Почему храмовый ансамбль Абу-Симбела называют жемчужиной египетской архитектуры? • В чём его своеобразие?

present5.com

Архитектура Древнего Египта Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. АБУ-СИМБЕЛ. - презентация

1 Архитектура Древнего Египта Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. АБУ-СИМБЕЛ.

2 Новый расцвет строительства архитектурных сооружений в Древнем Египте произошёл в эпоху Нового царства – развивается идея пространного храмового комплекса: фараоны-правители строили религиозные храмы-святилища для почитания богов. Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, полускальные и скальные храмовые комплексы. Храмы – жилища богов

3 Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества

4 Новое царство. Храмовый комплекс в Абу-Симбеле. ХШ в. до н.э. А бу-Симбел скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана. Выдающаяся почти к самой реке скала из мелкозернистого песчаника, высотой в 100 м, названа в иероглифических надписях «священной горой».

5 Храмы в Абу-Симбел построены последним великим фараоном Египта Рамсесом II и были целиком выточены в скале. Храмы в Абу-Симбел построены последним великим фараоном Египта Рамсесом II и были целиком выточены в скале. Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса II; другой, малый, в честь его первой жены, царицы Нефертари.

6 Большой храм посвящен богу Амону – Ра, богу Птаху, богу Гору и самому Рамсесу. Скальный храм Рамсеса II

7 Высота статуй Рамсеса 20 м

8 Войдя в храм, попадаем в величественный зал, потолок которого поддерживают четыре пары мощных столбов.

9 К столбам прислонены статуи Рамсеса в виде бога производительных сил природы Осириса.

10 Зал Большого храма в Абу-Симбел. Высота статуй Рамсеса – 10 м

11 Стены зала украшены рельефами с изображением сцен сражений и побед фараона

12 Святилище большого храма в Абу-Симбел Храм точно ориентирован с востока на запад. 2 раза в год, в день равноденствия, лучи восходящего солнца проникают в глубину храма на 63 м и освещают стены святилища.

13 Святилище большого храма в Абу-Симбел В святилище, самой потаённой части храма, находятся четыре статуи сидящих богов: Птах, Амон-Ра, обожествлённый Рамсес и Ра-Хорахти.

14 Между ступнями статуй стоят небольшие, в человеческий рост скульптуры жены Рамсеса Нефертари

15 Малый храм находится в 135 метрах к северу от большого. Посвящён жене Рамсеса Нефертари и богине неба Хатор. Малый скальный храм в Абу - Симбеле (храм царицы Нефертари). XIII в до н.э.

16 Фасад малого храма формируют 6 статуй высотой 10 м. Статуи стоят в нишах, по три с каждой стороны от входа (четыре огромные статуи Рамсеса; между ними – две статуи царицы Нефертари в образе богини любви Хатхор, у ног супругов помещены изваяния их детей). Храм царицы Нефертари. XIII в до н.э.

17 За небольшим гипостильным залом, в глубине храма, находится святилище со статуей богини Хатор Храм царицы Нефертари

18 Более трёх тысяч лет расположенный у воды храмовый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами приветствовали бога солнца Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окрашивались красками утренней зари.

19 Чудеса инженерии В 1965 г. в связи с сооружением на реке Нил Асуанской плотины, храмовому комплексу в Абу-Симбеле грозило затопление. Страны всего мира при содействии ЮНЕСКО объединили свои усилия для оказания помощи Египту в деле сохранения исторических памятников культуры. Было предложено осуществить срез скального массива, распилить храм на огромные блоки весом до 30-ти тонн, а затем восстановить, что и было с успехом сделано за 5 лет. Храм перенесли на 200 м в сторону и вверх на 65 метров по скалистому берегу Нила. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

20 НазваниеГде?Особенности 3Храм бога Амон – Ра, бога Птаха, бога Гора и фараона Рамсеса. Абу-Симбел1. Не построен, а высечен из скал. 2. Фасад украшен четырьмя 20 м статуями 3. Залы поддерживаются колоннами в виде ста- туй Рамсеса высотой 10 м от пола до потолка. 4. Стены покрыты резьбой и рисунками. 5. Бетонный купол, являющийся как бы сердцевиной горы, создаёт впечатление о грандиозности сооружения. 4Храм богини Хатор Абу-Симбел1. Не построен, а высечен из скал. 2. Фасад украшен шестью 10 м статуями фараона и его супруги 3. Колонны в виде столбов с капителями, изображающими женскую голову с коровьими рогами.

21 Вопросы Почему храмовый ансамбль Абу-Симбела называют жемчужиной египетской архитектуры? В чём его своеобразие?

www.myshared.ru

Нехеб, древний город Верхнего Египта. Часть I: скальные гробницы

«Это единственный город из далекой древности, стены которого по-прежнему стоят почти нетронуты. С высоты близлежащих скал у их подножья можно наблюдать величественный храм, окруженный прекрасными домами феодальных властителей, чьи солдаты когда-то возвели эти ныне безмолвные стены». Джеймс Генри Брэстед

Город Эль Каб, в древности известный как Нехеб, расположенный на юге Египта на правом берегу Нила, между Эсной и Эдфу, напротив Ком Эль-Ахмара (древний Иераконполис), является одним из старейших поселений Верхнего Египта. Название древнего города Нехеб (греч. Эйлетиасполь) связано с именем богини Нехбет, чаще всего изображавшейся древними египтянами в виде грифа. Нехбет почиталась не только богиней Эль-Каба, но и богиней-покровительницей всего Верхнего Египта.

Нехеб - огромный город, о котором можно очень много рассказывать, но я расскажу и покажу то, куда мы попали, когда ехали из Эсны в Эдфу. Первая часть — это гробницы, по красоте которые не уступают гробницам из Фив. Вторая часть: руины города внутри крепостной стены, которая относительно неплохо сохранилась, а внешне очень внушительна.

В восточных скалах есть несколько гробниц. Первая — гробница Яхмоса, сын Эбана.

Яхмос, сын Эбана, служил в египетской армии под командованием фараонов Яхмоса I , Аменхотепа I и Тутмоса I. Его автобиография сохранилась неповрежденной на стенах его гробницы в Эль Кабе, и оказалась ценным источником информации о конце 17-й династии и начале 18-й династии Древнего Египта.

Яхмос родился в городе Нехеб (современный Эль-Каб). Во время войны с гиксосами, которых изгоняли из Египта, в царствование фараона Секененра Тао II , его отец Эбана служил в военно-морском флоте. После смерти Секененра Тао II и его сына Камоса, Яхмос служил солдатом при фараоне Яхмосе I.

Так же участвовал в битве при Аварисе (столица Гиксоса в дельте), где он убил двух гиксосов и был награжден «золотом доблести» дважды. Яхмос был награжден трофеями, включая рабов, после того, как Аварис был взят. Яхмос также участвовал при осаде в Шарухен на юге Ханааназа, за что был так же вознагражден. Он последовал за своим царем в Нубию, где они подавили три мятежа.

Во время службы при Аменхотепе I он сражался с нубийцами и получил золото и рабов за его храбрость. Во время правления Тутмоса I, Яхмос участвовал в морской кампании против нубийских племен в долине Нила и был назначен адмиралом. Он также следовал за Тутмосом в походе против Нахарина до реки Евфрат.

Гробница Сетау. Сетау - жрец богини Нехбет, живший и служивший со времен Рамсеса III до царствования Рамсеса IX.

Гробница Ренини. Ренини — градоначальник, писец, верховный жрец, живший во времена Аменхотепа I-го (Новое Царство).

Гробница Пахери. Пахери был номархом из нома Неджаба, который жил в начале 18 династии (Новое Царство, около 1500 г. до н.э.). Его отец был Ити-ру, Наставником Царственного Сына, поэтому Пахери уже имел тесные связи с царской семьей. Номархом его назначил сам Тутмос I.

Его гробница украшена рельефами и является одной из лучших из сохранившихся из раннего периода 18 династии. Гробница подчеркивает важную роль нома Неджаб в начале этого столетия.

Гробница состоит из однокомнатной часовни, из которой один спускается в погребальную камеру через узкий коридор. Западная стена украшена различными сценами, в основном сельскохозяйственными. В центре - ритуалы смерти, а на восточной стене - пиршество. В нише, расположенной на задней панели, есть три статуи: Пахери, его жена Хентинерхех и его мать Кеми. Остальная часть стены занята большой биографической надписью.

Так же говорится о том, что Пахери получил титул Наставника Царственного Сына и представлен в сцене, в которой он берет принца Уадимеса на коленях. Другая сцена показывает, как Пахери приносит жертвы Уадиму и Аменмесу, другим королевским принцам.

Часть изображений гробниц потеряны навсегда, но другая сохранилась достаточно хорошо, чтобы восхититься искусством Древнего Египта. Стены гробниц нещадно испорчены автографами путешественников 19 века. Фотографировал без вспышки и без штатива.

pikabu.ru


Смотрите также