Изготовление дверей

Окна это композиция


Законы композиции в дизайне интерьера (композиционный центр, элементы и их взаимосвязь)

Категория: Архитектурная композиция

Здравствуйте уважаемые посетители школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я хочу поговорить об архитектурной композиции, почему она является очень важной составляющей гармоничного интерьера, и для чего, а главное, как её использовать в дизайне интерьера.

Вообще знание законов композиции - это не определённый этап дизайна интерьера (шаги дизайна интерьера) – это первооснова для успешного работы в любой деятельности, связанной с искусством, и как следствие - дизайном интерьера.

Процесс оформления интерьера тесно связан со знанием законов архитектурной композиции. Без знания основ композиции невозможно создать красивый интерьер. Построение интерьеров по законам художественной композиции – это то, что отличает интерьеры профессионалов от интерьеров, созданных любителями.

У людей, не имеющих художественного образования, композиция вызывает большие трудности и непонимание для чего она нужна, и как с ней работать. Однако бывают люди, которые интуитивно чувствуют основные законы композиции, что позволяет им со вкусом одеваться или обставлять свой дом, но таких людей очень мало. Остальным же, в том числе и многим именитым архитекторам и дизайнерам, приходилось и приходится постигать основы композиции сначала в теории (обучение в различных специализированных учреждениях), а затем совершенствовать на практике.

Начинающим также может показаться, что архитектурная композиция и её законы – это нечто неосязаемое и плохо поддающееся пониманию и объяснению, и что ещё хуже: композиция – это полная ерунда, мол, у каждого свой вкус и ему виднее как лучше обставить свою квартиру или дом. Однако это вовсе не так, и у «красоты» (а красота создаётся по законам художественной композиции) есть свои правила и законы, по которым она создаётся.

Итак, давайте попробуем разобраться с этой «композицией», и узнаем что же это такое.

Архитектурная композиция – это композиционная взаимосвязь элементов композиции, расположенных в определённом, с художественной точки зрения, порядке, и имеющие определённые количественные и качественные характеристики, направленные на достижение общей гармонии, целостности и выразительности архитектурного произведения.

Применительно к дизайну интерьера, комната, как основная единица дизайна, со всей располагающейся в ней мебелью, оборудованием, элементами оформления (картинами, светильниками, подсвечниками), рассматривается дизайнерами интерьера, ни что иное, как композиция. При этом план полов, потолков, развёртки каждой отдельной стены комнаты – это своя отдельная композиция, над которой необходимо работать для достижения общей гармонии всей композиции комнаты, квартиры или дома.

Теперь давайте разберём основные правила создания гармоничной композиции:

1. В любой композиции должен быть композиционный центр. Это может быть какой-либо предмет мебели, декоративное панно, камин и т.д.

Центр композиции (центр внимания) должен сразу бросаться в глаза, как только вы попадаете в комнату или помещение. Он должен доминировать и подчинять себе все остальные элементы интерьера, а главное, организовывать пространство помещения. А если в композиции есть центр, то, соответственно, должны быть подчиняющиеся центру дополняющие элементы. Т.е. если в композиции один элемент, то образование гармоничной композиции не произойдёт.

Теперь, когда вы знаете, какие элементы должны присутствовать в любой композиции, необходимо знать, как эти элементы располагаются относительно друг друга. Любая композиция имеет свои определённые границы, будь то рамка картины, развёртка стены или объём всей комнаты. Соответственно центр композиции, обычно, располагается примерно в центре. Остальные (дополнительные) элементы композиции группируются вокруг его (центра).

Элементы вокруг центра композиции могут быть расположены (сгруппированы) по законам симметрии или асимметрии. При группировке элементов архитектурной композиции посредством симметрии через композиционный центр проводится ось. Подчиняющиеся центру композиции элементы группируются по обеим сторонам от оси симметрии. Причём элементы обязательно должны быть одинаковыми по форме и цвету, или, по крайней мере, подобны друг другу.

При ассиметричной группировке элементов композиции провести чёткую ось симметрии невозможно. Такая композиция строится на принципах равновесия элементов. Ассиметричная группировка элементов композиции выглядит следующим образом: 

При этом элементы композиции всегда располагаются в определённом ритме (через строго фиксированные расстояния друг от друга) или свободно (без одинакового расстояния между элементами).

Ассиметричное расположение элементов композиции считается более сложным способом группировки элементов, и требует определённой подготовки и опыта, так что на первом этапе хорошо освойте симметрию. Когда вы неберётесь опыта в построении симметричных композиций, тогда вам не составит труда создать и ассиметричную композицию в интерьере.

2. Композиция должна быть уравновешена. В идеале все элементы композиции должны равномерно располагаться по всему объёму в своих границах. Не должно быть перегибов в какую-либо одну сторону (одна сторона наполнена элементами, вторая – пуста). Если в композиции элементы сосредоточены неравномерно, то соответственно нарушаются её важные требования: равновесие и устойчивость.

3. Все элементы композиции должны быть взаимосвязаны между собой. В ней не должно быть случайных элементов. Эта взаимосвязь осуществляется на основе подобия элементов. Элементы могут быть подобны друг другу (тождество), немного отличаться (нюанс) и сильно отличаться (контраст) друг от друга.

На практике это может быть достигнуто несколькими способами: путём применения одного объединяющего цвета на разных элементах, единообразия формы элементов, применение подобных и повторяющихся элементов.

4. Композиционный контраст

Создание гармоничных, эстетически ценных интерьеров базируется на принципе сочетания композиционных контрастов. Это значит, что элементы интерьера должны разделяться на главные и второстепенные, элементы, богато декорированные и лаконичные, элементы со сложной и простой формой.

Благодаря использованию принципов композиционного контраста и создаются красивые интерьеры.

А на этом урок по архитектурной композиции и применения её в интерьере закончен. До скорых встреч на следующих уроках школы дизайна интерьера studyas.com.

P.S. Если у вас возникли какие-либо вопросы относительно темы сегодняшнего урока, задавайте их в своих комментариях к этой теме. 

Похожие материалы:

♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети:

studyas.com

Одновременный просмотр двух разных композиций

Иногда в работе очень удобно настроить одновременный предпросмотр двух разных композиций, в отдельных окнах, таким образом, чтобы вы видели, например, прекомпоз и результат композа.  И я сейчас говорю не о режимах вида (1 View, 2 View), а именно о отображении окон композиции. Такой вариант удобен тем, что новое окно вы можете привязать в любую часть интерфейса и видеть в режиме реального времени изменения в главной композиции, меняя вложение прекомпоза.

Хоткей Ctrl+alt+shift+N, вызывает новое окно композиции (для начала нужно кликнуть на composition)

Чтобы настроить два и более окон, жмем по строке с именем композиции окна composition, щелкаем по New Сomp Viewer.

В появившимся окне выбираем ту композицию, которую мы хотим видеть:

Далее эту композицию в предпросмотре мы можем «залочить», нажав по замку:

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.Регистрируемся,а потом можно будет писать.

nix-studio-edition.ru

Архитектурные формы античности (четвертое издание): ГЛАВА II. ПОЛУЦИРКУЛЬНЫЕ ОКНА

Полуциркульными мы называем такие же окна, как и прямоугольные, вытянутые в вертикальном направлении, но заканчивающиеся сверху полукругом. Таким образом, в подобное окно можно вписать два или полтора круга.

Способы обработки полуциркульных окон можно применить такие же, как и для прямоугольных.

Простейшим типом является окно с наличником. Наличник может окаймлять отверстие окна со всех сторон или же под окнами проводится подоконная тяга, дающая упор наличнику, как это делалось в прямоугольных окнах; наконец, всю подоконную стенку можно разработать в виде тумбочки с двумя столбиками, с филенками, с балясинами, с кронштейнами и т. п.

При желании поместить над окном сандрик надо получить две вертикальные линии, определяющие место и пределы его карниза. Для этого рядом с наличником, наподобие контрналичника, проводятся две вертикальные линии, которые и определяют длину карниза сандрика.

Остается определить высоту расположения карниза. Если бы окно не завершалось сверху полукругом, наличник прошел бы горизонтально, превратившись в архитрав, над ним расположился бы гладкий фриз и выше – карниз. В нашем же примере наличник слева и справа по кругу спускается вниз. Поэтому остается только одно – провести непосредственно над наличником (архивольтом) какую-нибудь, хотя бы самую узкую горизонтальную тягу в виде валика, астрагала и т. п.; этого вполне достаточно, чтобы трактовать часть над ней как фриз. Ширина фриза приблизительно равна архивольту, а выше определяется место для карниза.

Дальше форма может развиваться знакомыми путями. Сандрик можно поддержать кронштейнами, увенчать фронтоном любой формы.

Наконец, эту форму можно развивать еще, оставаясь в пределах знакомых приемов. Наличник, окружающий полукруглую часть, можно рассматривать как архивольт, который только обходит полукруглую часть и опирается на импост,– верх импоста равняется с центром арки, а ширина импоста равна ширине архивольта. Профилю импоста можно придать профиль архитрава, но можно также обработать импост в форме простой капители. В этом случае вертикальную часть наличника естественно рассматривать как столбик, как пилястр. Тогда, чтобы быть последовательным, надо дать этому пилястру и базу. Ввиду того, что все формы вокруг окон довольно мелкие, нежные, можно сделать на плоскости пилястра филенки и даже украсить ее орнаментом.

Таким образом, в окончательном виде получается окно с полукруглым верхом, у которого в прямых частях по бокам поставлены небольшие пилястры, несущие на себе арку; между полем стены и полем пилястра введена плоскость, рисующаяся в виде прямоугольника, заканчивающегося сверху карнизиком; для ясного обозначения фриза под карнизом, непосредственно над архивольтом проведен горизонтальный узкий профилек. Треугольники, получившиеся по бокам арки,, обработаны филенками, иногда с кружками в середине. В середине арки можно выделить замковый камень, часто обработанный в виде кронштейна (рис. 158). Вся композиция этого окна, в сущности, не содержит ничего' нового, но естественно и последовательно вытекает из форм, уже применявшихся в отделке прямоугольных окон. Стоило только поставить задачу обработать полуциркульное окно как прямоугольное, и средства разрешения приходят сами собой и самым естественным образом располагаются по местам.

За этими окнами у западных исследователей закрепилось название, указывающее на их автора, – брамантовы окна (рис. 159–161). Как в прямоугольных, так и в полуциркульных окнах применение колонн открывает широкие перспективы (рис. 162–164).

Однако необходимо лишь напомнить, что, говоря о полуциркульных окнах, мы вовсе не останавливаемся на тех случаях, когда фасад разработан в виде аркады. Ясно, что каждая арка получает значение окна. Примеров подобных аркад очень много, и они уже не раз упоминались в разных местах. Все римские фасады театров, амфитеатров, базилик, цирков и пр. имеют ряды полуциркульных окон.

Дополним этот ряд примерами из архитектуры итальянского Возрождения. Библиотека св. Марка в Венеции, построенная Сансовино в 1536 г., дворец Пезаро в Венеции архитектора Лонгена, 1682 г., дворец Реццонико работы Лонгена и Массари, тоже в Венеции, и многие другие имеют еще одну характерную особенность: импосты под архивольтами трактованы как небольшие антаблементы, которые поддерживаются второстепенными малыми колонками.

Несколько своеобразна обработка полуциркульных окон в зданиях периода раннего Возрождения во Флоренции и в Болонье. Рассмотрим сначала флорентийскую систему. Во Флоренции впервые выработались фасады двух- и трехэтажных зданий со стенами, сложенными из естественных камней с грубо обколотыми наружными гранями Дворцы Питти, Риккарди, Строцци, Гонди (рис. 75, 76, 77, 80, 165) являются типичнейшими представителями флорентийского стиля и различаются между собой поэтажным расположением камней различной отески, карнизами и формами некоторых незначительных деталей, но формы окон во всех названных зданиях в общем очень сходны между собой и сводятся к следующему типу.

Окна имеют форму полукруга, поставленного на прямоугольник, размеры оконного проема таковы, что два круга вписать в окно не удается. Ширина проема немного больше половины высоты. Подоконник разработан в виде профиля, похожего на карниз и протянутого вдоль всего фасада.

Получившийся полуциркульный оконный проем обведен нешироким наличником (около 1/6 пролета). Только во дворце Гонди ширина наличника несколько больше (1/4 пролета). Наличник в левой и правой. Своей части опирается на подоконную тягу. Вокруг наличника, со всех сторон окна, поле стены покрыто выдающимися вперед рустами, расположенными горизонтальными рядами и клиньями арок со швами, сходящимися в центрах арок. Первое условие, которое необходимо соблюсти,– это провести горизонтальный шов каменной кладки через центры арок оконных проемов, чем совершенно ясно обозначится место, где кончается кладка горизонтальных рядов и начинается кладка арок.

О дальнейшей кладке арок было рассказано в главе, посвященной обработке полей стен, поэтому мы обратим все наше внимание только на разработку оконного проема.

В архитектуре очень прочно удержалась появившаяся еще в средние века форма окон – так называемый трифорий. Два узких высоких окна поставлены рядом так близко, что перекрывающие их узкие арочки сходятся посредине на одной тонкой высокой колонке; под другими пятами этих арочек стоят половинки такой же колонки. Обе эти арочки перекрыты одной общей аркой, т. е. тем наличником, которым обведено все цельное окно. Пустое место, получившееся между двумя малыми арочками и перекрывающим их большим полукругом, – тимпан, – занимается часто отверстием, обведенным круглым наличником. Однако иногда здесь отверстия не делают, а помещают украшения, щиты с гербами и т. п.

Подобная форма окон появилась еще в византийской архитектуре, затем встречается в романской, готической и в архитектуре ислама. Воспринятая Ренессансом, эта форма еще долго удерживается в других стилях, более поздних. В сущности, средняя колонка с арочками не столько относится к форме окна, сколько к его переплету. Если здание построено в условиях сурового климата, и в окнах должны быть сделаны двойные переплеты, к средней колонке невозможно прикрепить оконные рамы, – она будет иметь исключительно декоративный характер. В таких случаях установка рам и переплетов составляет задачу чисто конструктивную, поэтому мы ею заниматься не будем, но должны быть готовы к тому, что приспособление южных форм к северным условиям может вызвать в них некоторые изменения или добавления.

Итак, обработка окон на фасаде периода раннего Возрождения во Флоренции представляется не наложенной на плоскость стены, а вросшей в глубь окружающих окна рустов.

lib.vvsu.ru

42. Окна. Классификация окон. Элементы оконного заполнения.

Окна, являющиеся ограждающими элементами здания, должны не только обеспечивать помещения естественным освещени­ем и вентиляцией, но и обладать соответствующими теплотехни­ческими и акустическими качествами.

Окна можно разделить по применяемым для изготовления оконных блоков материалам на: деревянные, алюминиевые, пластиковые, из стеклопластика и комбинированные.

По виду остекления окна делятся: на остекленные одинарным или двойным листовым стеклом и стеклопакеты.

По форме окна бывают прямоугольные, арочные, стрельчатые (дань готическому стилю) и круглые.

Окна также делятся на несколько типов в зависимости от способа открывания створок:

- створчатые, у которых оконные петли крепятся к боковой поверхности створок;

- у откидных окон створка поворачивается вокруг оси у нижней грани рамы. Этот тип окон удобен для проветривания, так как открывается верхняя часть окна и холодный воздух не дует по полу;

-поворотные окна, в которые створки поворачиваются вокруг своей вертикальной оси, а также раздвижные окна;

-неоткрываемые окна, выставляемые и комбинированные.

Окно любой конструкции включает в себя:

-оконный блок, который может быть выполнен из различных материалов;

-стекло или стеклопакет, пропускающий в помещение необходимое количество света;

-фурнитуру, обеспечивающую необходимый тип открывания;

-уплотняющие прокладки, герметизирующие стыки между рамой и створкой;

-дополнительные элементы (сливы, щелевидные накладки, монтажные системы и т.п.);

-системы микровентиляции и вентиляции помещения, москитные сетки, защитные жалюзи, ставни и др. аксессуары.

В состав заполнения оконного проема входят: оконная коробка, вставляемые в нее переплеты, подокон­ная доска и наружный слив. Оконные переплеты, состоящие из открывающихся, глухих или комбинированных створок, определяют тип окна: одно-, двух- или трехстворчатое окно или окно с балконной дверью.

Переплет - это каркас, которым заполняют оконные проемы и к которому крепят листовые стекла и стеклопакеты. Окна с открывающимися переплётами называют створкой. В зависимости от числа створок различают одно-, двух-, трех- ­и четырехстворчатые окна. Створки, фрамуги и глухие переплеты состоят из обвязок (брус­ков наружного контура) и горбыльков - узких горизонтальных и вертикальных брусков. Для проветривания помещений предусматривают форточки и открывающиеся фрамуги.

Переплеты могут быть деревянными и стальными (в горячих цехах, с высокой влажностью), из алюминиевых сплавов, желе­зобетонными.

Железобетонные оконные переплеты огнестойки, прочны, не подвергаются коррозии и загниванию, экономичны в эксплуатации, но трудоемки в изготовлении.

Стальные переплеты бывают как отдельные, так и в виде крупных панелей. Отдельные стальные переплеты изготовляют из прокатных или гнутых штампованных профилей. Переплеты могут быть глухие и открывающиеся с верхним и боковым подвесом.

Оконные блоки жилых и общественных зданий обозначают мар­кой, состоящей из буквенного индекса и двух двузначных чисел, разделенных точкой. Буквенные индексы обозначают: оконный блок с переплетами спаренными - ОС и раздельными - ОР. Числа указывают размер проема по высоте и ширине в деци­метрах. После цифр ставят буквы:

А- когда оконные блоки с равными створками у жилых зданий не имеют форточек, а у общественных не имеют фрамуг;

В- есть форточка или фрамуга;Г- есть верхняя и нижняя фрамуги; Е - есть нижняя фрамуга;

И- трехстворчатое окно с верхней фрамугой для обществен­ных зданий.

Оконные проемы можно заполнять и профилированным стек­лом, стеклопрофилитом, которые изготовляют швеллерного или коробчатого сечения.

В ряде случаев оконное заполнение выполняют из пропускаю­щих свет, но непросматриваемых глазом стеклоблоков.

Стекло­блоки монтируют в проеме на цементном растворе без перевязки вертикальных швов (швы армируют стальной арматурой). Такое заполнение оконных проемов применяют в вестибюлях общественных зданий, выста­вочных помещениях, лестничных клетках жилых зданий, окнах бань и прачечных и т.д. Иногда для заполнения проемов ис­пользуют панели из стеклоблоков.

studfiles.net

Конструктивные детали жилища - m-der.ru Музей Дерева

Окна и наличники

   Слово «окно» - один из самых древних и распространенных архитектурно-строительных терминов. В русских летописях оно упоминается в XI в.

    В качестве материала для окон использовалось стекло, которое до1635 г. привозилось из-за границы. Наиболее распространенным материалом была слюда. Для основной массы крестьянства заполнителем окон были материалы добытые в своем хозяйстве: бычий пузырь, рыбий паюс, тонкие липовые пластинки, холст и лен. Подобные заменители стекла можно было встретить в отдельных селениях еще в конце XIX в.

    Непрочность материала и малые формы определили форму оконного проема, так называемого волокового окна.

    Волоковое окно прорезалось между двумя горизонтальными рядами бревен, его ширина была в полтора раза больше его высоты. С внутренней стороны окна прикрепляли бруски с желобом для движения волоковой доски. Подобные окна были распространены в избах русского крестьянства до начал XVII в. Однако и во второй половине XIX в. они встречаются в избах на территории Севера, Поволжья, Урала.

Волоковое окно. По М.В. Красовскому

   Многие из них имеют уже увеличенные размеры и остекленные рамы. В Поволжье такие окна украшались резными наличниками со ставнями и без них.

Наличники волоковых окон в избах Поволжья

   Незначительный свет проникавший в избу через волоковые окна, требовал рационального их расположения. Обычно на фасад выходило три волоковых окна. Одно из боковых окон было расположено на против устья печи, второе напротив стола в красном углу. Центральное было приподнято относительно боковых на один венец, оно предназначалось для освещения основного объема избы.

Шестистенок с волоковыми окнами

   Именно центральное окно стали в первую очередь заменять косяшатым или красным окном, проем которого был близок к квадрату.

Красное и волоковые окна

   Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный двумя боковыми брусьями (косяками). Верху брусья связывались поперечным брусом (притолкой), вниз упирались в бревно сруба.

  Другой вид окна – колодчатое, такое окно состояло из четырех связанных между собой брусков.

  В жилых помещениях проем окна всегда оставался прямолинейным. Первые попытки обработать поверхность стены у окна заключались в небольшой срезки (затески) части бревен. Это позволяло сократить толщину стены у оконного поема, тем самым расширить угол попадания света в помещение и сильнее выявить окно на фасаде здания.

   Заполнение оконного проема стеклом или слюдой вызвало необходимость создание рамочной конструкции. Первоначально рамы были глухими, потом одну часть рамы, по принципу волоковых окон стали делать подвижной, а ко второй половине XIX в. стали повсеместно применять двухстворчатую распашную раму. Применение распашной двухстворчатой рамы дали возможность увеличения оконного проема вверх. Оконный проем приобрел прямоугольную форму. Тяжелые косяки и колоды стали заменять легкими оконными коробками. Места стыка коробки и бревенчатой стены прикрывали накладными досками – наличниками.

   Наличники рамных окон крестьянских построек можно разбить на пять групп:

   К первой группе относятся наличники с одной верхней доской. Между верхним брусом окна и верхним бревном всегда оставляли пространство - осадочный паз. Для защиты паза от атмосферных осадков его закрывали доской - очельем.  Очелье часто украшалось резьбой, чаще всего использовалось плосковыемчатая  и сквозная резьба.

Наличник с очельем

   Ко второй группе относятся наличники охватывающие оконный проем с четырех сторон. Очелье имело раскрепованный фронтон с прямолинейными или криволинейными элементами.

 Наличник с раскрепованным фронтоном

   К третьей группе относятся наличники с четким верхним горизонтальным профилем карниза и с высокой подкарнизной доской - фризом.  Карниз украшен вертикально поставленными валиками, сухариками, каблучками. Подкарнизная доска обрабатывается  в виде филенок различной формы с навесными гирляндами, кистями, плетеными орнаментами. На боковых стенках наличника укреплены двухстворчатые ставни. Нижние концы вертикальных досок завершены капельками.

Наличник классического образца

   К четвертой группе относятся наличники с резным орнаментом под карнизом на очелье и нижней подоконной  доски. Внизу боковые доски завершаются висящими капельками, очень часто на наличниках установлены филенчатые ставни.

Наличник с рельефной резьбой

   Иногда ставни богато декорируют рельефной резьбой, часто ставни играют просто роль декора и просто крепятся к стене дома. Такие наличники характерны для народного зодчества Поволжья второй половины XIX в. Глубокая рельефная резьба, свободные узоры растительного орнамента сменяют здесь сухарики, каблучки и другие элементы классицизма.  Очелье наличника украшают сюжетные композиции с изображениями цветов и листьев, винограда, фантастических зверей и птиц.

Наличник с декоративными ставнями

  К пятой группе относятся наличники, композиция и форма которых не соответствует установившейся системой оформления оконных проемов.

   Это например наличник овальной формы, или наличники украшенные изображениями рогов барана или быка.

Наличники необычных форм

   Большое внимание приволжские плотники уделяли декоративному убранству наличников слуховых окон. Композиции  этих наличников бесконечно богаты и разнообразны – от небольшого полукруглого отверстия с веерообразно расходящимися лучами из прямоугольных планок до крупного двух или трех – частного проема с витыми колонками, которые поддерживают резной фронтон.

Наличники слуховых окон

   Декоративному оформлению наличников всегда уделялось большое внимание. Окна это глаза дома и выглядеть они должны подобающе. В разных регионах оформление и конструкции наличников были различными. Где – то декор был скуп и лаконичен, где – то наоборот чересчур витиеватый, но те и другие притягиваю взгляд, несут в себе частичку ушедших традиции, былой культуры и времени.

Крыльца

   Крыльца крестьянских домов можно условно разделить на пять групп:

   Глухие крыльца-прирубы, это площадки и ступени крыльца, размещенные в отдельной глухой рубленной клети, стоявшей на земле у сеней дома. Такие крыльца могли быть одной высоты или иметь несколько уровней: верхнею площадку, лестничный марш, нижнею площадку. Входной сруб, как правило не имел дверей.

Крыльца-прирубы

   Крыльцо на ряже, это открытое крыльцо в основании которого лежит рубленый сруб-ряж, на нем установлены столбы несущие крышу крыльца.

Крыльца на ряже

   Крыльцо на одном столбе, это открытое крыльцо, стенки верхней площадки которого забраны тесом. Поддерживающая часть площадки состояла из нескольких обтесанных балок, уложенных в глубокую проушину столба-основы и связанных со стеной дома.

Крыльца на столбах

   Крыльца на двух столбах, два столба держат входную площадку и навес.

   В крыльца на четырех столбах, два столба поддерживали крышу и верхнею площадку, два других столба поддерживали крышу над нижними площадками.

   Низкое крыльцо – это невысока площадка с несколькими ступенями, открытая или закрытая крышей которая опирается на столбы или кронштейны.

   Кровля над крыльцом делалась двухскатной с фронтоном над крыльцом или односкатной с уклоном от стены.

  Крыльца-балконы, это крыльца, объединенные с выступающими над ними балконами, служившими навесом над входом в дом. Были распространены в двухэтажных домах  в сельских домах Карелии и городском деревянном зодчестве.

Крыльцо-балкон, д. Чурилово, Каргапольский район, конец XIX в.

рис. Н. Подобиной

Кровля

   По своему типу кровли в народном зодчестве делились на односкатные, двускатные, трехскатные и четырехскатные, по бревенчатой или стропильной конструкции

(подробную информацию о конструкции кровли смотрите в разделе строительные приемы).

   Односкатные кровли возводились на небольших хозяйственных постройках: банях, амбарах, пристройках к дому, над балконами, крыльцами и галереями, при устройстве навесов во дворе или у стен избы (прикрой у изб Новгородской области).

  Наиболее характерной для жилого зодчества северных поселений является двухскатная тесовая  кровля на бревенчатых несущих фронтонах. Врубленные во фронтоны слеги держат верхние концы куриц, сделанные из еловых стволов с часть корневища, имеющего форму крюка. На крюках курицы лежат водотечные  желоба – потоки, которые поддерживают два слоя досок.

Курицы в северных селениях

   Верхние концы досок прижимаются к коньковой слеге тяжелым бревном – охлупнем.  Охлупень крепится к коньковой слеге деревянными стержнями – стамиками. Для лучшей гидроизоляции  между двумя слоями досок прокладывается слой берестяной коры – скалы. Концы куриц и охлупня обрабатывались в виде голов птиц и коня, что придавало живописный силуэт всей постройки.

Коньки в северных селениях

   Для упрочнения фронтона иногда делают дополнительные поперечные стенки, пространство между ними образуют светелки, которые использовались в летнее время для жилья. На выпусках бревен устраивали балкончики обычно декоративные, они являлись одним из главных элементов украшения дома.

   Торцы слег прикрывались резными досками причелинами или подзорами, место их стыка на вершине фронтона прикрывала ветреница. Подзор состоял обычно из двух- трех досок украшенных прорезной резьбой в виде полукругов, треугольников, городкового орнамента и различных отверстий.

Причелина и полотенце

   На скате крыши возвышался дымник – деревянный короб для отвода дыма в курных избах.  В дымнике для создания тяги проделывали сквозные отверстия, что придавало ему значительную декоративность.

Дымники в северных селениях

Литература:

1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

m-der.ru

Окна в архитектуре, искусстве, символизме. Продолжение.

Заметно изменяется в эту эпоху и роль окна в архитектуре здания. В средние века расположение окон на фасаде нередко оказывалось прихотливым, лишенным симметрии, как будто случайным. Какой бы выразительной ни казалась нам эта живописная асимметрия, все-таки положение и форма окон определялись здесь на самом деле не внешней композицией фасада, а внутренним устройством здания, необходимостью дать больше света одним помещениям и скупо осветить другие. По ритму окон, больших и маленьких, расположенных на разной высоте, собранных группами или раскиданных поодиночке, легко читалось снаружи все расположение комнат, переходов и лестниц. Благодаря этому все здание напоминало живой, сложно устроенный и способный к дальнейшему развитию организм. В него могли включаться, не нарушая художественной целостности, и новые пристройки или надстройки, со своими, не подделывающимися под уже имеющиеся окнами.

Итальянские дворцы эпохи Возрождения вывели на свои фасады равномерные четкие ряды одинаковых громадных окон. Казалось бы, эти здания еще больше раскрылись наружу, однако по их правильным, строго симметричным рядам проемов почти ничего нельзя сказать о действительном устройстве, о внутреннем расположении дома. Окно стало теперь одним из основных архитектурных элементов фасада, средством его зрительной организации, выявляющим довольно абстрактную, отвлеченную от реального устройства здания логику его построения. На смену былой органичности пришел строгий математический порядок.

Живописцы Ренессанса в Италии и на Севере располагали в своих картинах окна фронтально, чтобы можно было сквозь них видеть дали пейзажа, городскую улицу или хоть кусочек голубого неба. А вот в бытовых картинах «малых голландцев» XVII века окно часто расположено вкось, где-нибудь на боковой стене, а то и вовсе за рамой картины. Тем не менее окно здесь играет важную роль, и мы ясно видим, где оно находится — вон там, откуда льется в комнату мягкий и теплый свет, откуда падает на плитки пола солнечный блик и, кажется, медленно ползет к пологу спальни.

Голландское окно со своими мелкими стеклышками в тоненьких свинцовых обкладках вроде бы не раскрывает дом наружу, оно лишь втягивает в уютно замкнутый чистенький интерьер свет и воздух, но задерживает, оставляя за стеной всю городскую суету, пыль и шум. А в солнечном, световом рисунке окна, почти ощутимо, на глазах передвигающемся вкось по белой колонне пустоватой протестантской церкви, художнику удается, кажется, запечатлеть не только пространство, но и время, неслышно текущее вместе с движением солнца по небосводу…

Окно у голландцев активно формирует, прежде всего, внутренний, замкнутый мир жилища, его мягкую световоздушную среду. Оно не только строит светом пространство, но и одухотворяет его, наполняя тихой, неслышно текущей жизнью.

Много окон — дом выглядит нарядно и богато. Но скромный и расчетливый народный вкус по-старому предпочитал окна небольшие и нечасто поставленные — за ними теплее, меньше сквозняков и не так расходуются дрова. «Дом тот построен без всякого расчета, на господскую руку, весь в окнах, коих счетом до осьмнадцати и мерою в два аршина с половиной» — так жалуется в начале XIX века священник, отказывающийся покупать домик своего предшественника.

Строгая система композиции фасада не зависела теперь от внутреннего расположения помещений, и потому случалось, что необходимое с точки зрения композиции окно попадало в то место, где оно было вовсе не нужно или даже лишне, например, на торец внутренней стены. В этих случаях стали применять «ложные» окна, то есть плоские ниши, обработанные и оформленные снаружи, как обычные окна. Внутри ниши можно было написать переплет рамы с темно-серыми прямоугольниками вместо стекол — издали такое окно сходило за настоящее.

А однажды в небольшом городке я увидел ложное окно в доме первой половины позапрошлого века, заполненное пышным лепным занавесом из гипса. Случай редкий, да, пожалуй, анекдотический — кто же вешает занавеску на окно снаружи? Наружным ограждением окна, кроме наглухо вделанных в проем решеток, издавна служили закрываемые на ночь ставни, а в солнечных странах — деревянные решетчатые жалюзи, пропускающие рассеянный свет, но закрывающие дорогу прямым лучам. Зато изнутри подвижная матерчатая драпировка проема — прозрачно-легкая или тяжелая, глухая — оказывается тем более необходимой, чем шире и больше становится со временем само окно, чем тоньше его переплет, чем прозрачнее и светлее стекла. Эти эфемерные, быстро меняющиеся в зависимости от стиля и моды, вкуса и бытовых привычек принадлежности окна, защищающие комнаты от сквозняка, излишне яркого наружного света или от нескромного взгляда, также не должны быть забыты в общей эволюции окна.

Однако как ни занавешивайся от улицы, иной раз так тянет отбросить эти занавески, распахнуть раму, выглянуть из тесноты в окружающий мир… В 1786 году немецкий художник И. Тишбейн нарисовал великого Гёте со спины, высунувшимся с головой и плечами из комнаты в небольшое окошко. Как ни конкретна эта скромная, очевидно, натурная зарисовка, в ней сквозит символический смысл — открытость лицу, его приятие, стремление вдаль.

Этот взгляд из окна наружу, в бесконечные просторы природы, сделался особенно значимым в искусстве немецких романтиков начала XIX века. У них стремление к недосягаемому, контраст будничного и частного с всеобщим, великим и вечным приобрели значение кардинального духовного конфликта. Окно в их живописи разделяет и связывает уже не просто комнатное и природное пространства, но два мира, две противоположные философские субстанции. И потому изящная женская фигурка у окна в картине К. Д. Фридриха оказалась в мировом искусстве одним из самых поэтических образов мечтательного устремления к неведомому.

Окно — символ мечтаний и надежд, таинственного зова «туда» — прочно занимает свое место и в литературе романтической эпохи, а с нею вместе входит в быт, порой вовсе не романтический:

Зимою ставни закрывались рано, Но летом до ночи растворено Все было в доме. Бледная Диана Глядела долго девушке в окно. (Без этого ни одного романа Не обойдется: так заведено!) (Пушкин, «Домик в Коломне»)

Но есть окна, специально предназначенные для взгляда снаружи,— окна торговых помещений, магазинные витрины, заставленные заманчивыми товарами, все более огромные и многочисленные. Они потребовали специальных конструкций и громадных сплошных стекол многометровой ширины и высоты.

Впрочем, в кратком очерке не перечислить всевозможные формы и разновидности окон, возникшие на протяжении столетий. С начала нашего века они становятся особенно многообразными. Стиль модерн, сознательно разрушивший привычные, окостенелые формы старой архитектуры, создавал окна причудливых, капризных очертаний, необычных пропорций. Появляются изгибающиеся, порой ветвящиеся переплеты, оконные проемы различных форм и размеров образуют на стене дома свободную и сложную, иногда прихотливо манерную композицию.

Конструктивизм 1920-х годов возвращает архитектурной композиции лаконизм, строгую логику, четкую прямолинейность очертаний. Но окно уже не возвращается к прежним пропорциям. Стена в этой архитектуре освобождена от нагрузки, тяжесть здания перенесена на каркас, спрятанный внутри здания. Теперь окно может прорезать стену по горизонтали сплошной лентой, может свободно пересекать даже угол здания.

Горизонтальные полосы стекла вносят в архитектуру непривычные ритмы. Наглядно демонстрируя изменение конструктивной системы, она снимает ощущение массивности стен, дом становится легким, воздушным. Внутри такое окно заливает помещение ровным светом (на этом энергично настаивал изобретатель горизонтального окна Ле Корбюзье). И наконец, «лежачее» окно трансформирует привычную нам систему координат, изменяет способы ощущать себя в пространстве — оно дает преимущество горизонтальному, панорамному движению взгляда.

Автор: Ю. Герчук.

waking-up.org

Правила композиции в интерьере

Хороший фотограф должен знать, как правильно построить кадр. То же с интерьером: мало найти обои и паркет, купить мебель и светильники — нужно нечто большее, чтобы не превратить комнату в филиал мебельного магазина. Поговорим о том, что такое композиция в интерьере и о правилах ее построения.

В интерьере отдельные предметы должны быть логично связаны между собой, так же как и элементы на картине.

Композиция — это связь различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, составляющие вместе определенную форму.

Представим комнату живописным холстом и воспользуемся правилами построения художественной композиции. «Динамика» / «статика», «ритм» / «доминанта», «симметрия» / «ассиметрия» — выберите нужное вам понятие о композиции в интерьере и используйте его при оформлении пространства.

Симметрия

Это равноудаленное расположение элементов относительно выбранной оси. Симметричная композиция в интерьере воспринимается нашим глазом как упорядоченная и гармоничная. Согласитесь, что экстравагантные комнаты с острыми углами, наклонными стенами и волнообразными поверхностями давят на психику — ведь человек сам изначально симметричен, а потому стремится к «зеркальности». Помните, что уравновешенный интерьер не обязательно должен выглядеть как два стоящих напротив друг друга дивана: важно не забыть о уравновешенности по тону и масштабу, ведь если один из шкафов будет под потолок, а другой высотой с комод, то ни о какой симметрии говорить не приходится.

Симметрия может выражаться не только в расстановке мебели, но и в расположении архитектурных деталей - дверей, окон.

Ассиметрия

По своей структуре противоположна симметрии, а значит вызывает подсознательное беспокойство у любого нормального человека. Жилой интерьер — не место для экспериментов, потому очень советуем само пространство планировать симметрично, а ассиметричные композиции создавать уже при помощи декора. Например, можно поиграть масштабами (противопоставить крупную и небольшую мебель), сочетать темные поверхности со светлыми, а яркие цвета с приглушенными. Если вы намеренно выбрали ассиметричную расстановку мебели для комнаты, не забудьте выделить центр композиции — это может быть камин, привлекающая к себе внимание картина или группа светильников.

Ассиметричный интерьер чаще всего обусловлен архитектурой пространства (скругленными стенами, выступами и пр.)

Ритм

Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности. Ритм задается многократным повторением: горизонтальный (карнизы, фризы, пояса) и вертикальный (колонны, арки). В интерьерном дизайне ритм могут задавать несколько предметов мебели. Интересный прием композиции в интерьере — «перебить» ритм. Поставьте в ряд несколько одинаковых белых стульев, заменив один из них цветным.

При составлении ритмичной композиции важно помнить о том, что ритм почти не воспринимается, если цвет будет «угасать» по мере удаления от зрителя.

Доминанта

Является визуальным центром композиции, именно она первая притягивает взгляд, и только затем человек начинает рассматривать остальные предметы. Домината может быть цветовая или масштабная. И в том и в другом случае доминирующий предмет «подчиняет» себе остальные. Доминанта должна быть связана с прочими элементами композиции в интерьере (иначе образ «развалится»). Потому выбранную цветовую доминанту, например, рекомендуют поддерживать оттенками в аксессуарах или текстиле.

Не стоит воспринимать слова «визуальный центр» буквально, ведь доминирующий предмет не обязательно должен располагаться в центре комнаты.

Статика

Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Такая композиция в интерьере строится на преобладании горизонтальных элементов (низких шкафов, тяжелых глубоких диванов), придает приземистый и устойчивый вид. Статичные интерьеры описывают такими терминами как «стабильность» и «уравновешенность». Чаще всего речь о пространствах, оформленных в классическом стиле.

«Статичный» интерьер вовсе не синоним скучному! Экспериментируйте в декоре и аксессуарах.

Динамика

В комнату, в которой собираются шумные компании, можно внести элементы движения. Для выражения динамики в интерьере можно использовать асимметричную расстановку мебели, элементы с четкими геометричными формами, большое количество свободного пространства, диагональные направления раскладки паркета или плитки. Преобладание вертикальных линий создаст впечатление легкости, устремленности вверх.

Динамичные интерьеры чаще всего выдержаны в современном стиле, ведь нарушать законы композиции стали только в ХХ веке.

статьи, планировка интерьера, теория, расстановка, интерьер, Гусейн-заде Улькяр

Комментировать в FB Комментировать в VK

В современном мире офис становится вторым домом.

Дизайнер интерьеров Мария Боровская ориентирует читателей в создании модных гостиных комнат.

Линейным дизайном кухни считается тот, в котором мебельный гарнитур установлен вдоль одной стенки. Одним из разновидностей такого дизайна является двухрядная кухня.

Особенность этого проекта, который разрабатывался для застройщика, наличие единого пространства с поворотной комнатой, разделённого на спальню и диванную зону.

Популярность геометрии в интерьере связана с цикличностью моды и возвращением на арену известных стилей середины прошлого века.

Салон СВЕТИЛЬНИКИ на малой Ордынке 39 совместно с дизайнером Константином Прокопенко разработали сценарии освещения для кухонь разной площади.

Поговорим о том, как правильно обустроить квартиру со свободной планировкой, какие имеются ограничения и на чем стоит заострить свое внимание при выборе.

Сделать ремонт самостоятельно или довериться профессионалам? Чтобы определиться, необходимо четко понимать, из чего состоит процесс создания и реализации дизайна интерьера.

Как грамотно обустроить пространство кладовой, рассказывает Татьяна Скворцова, руководитель студии мебели и дизайна Deni-Art.

Анастасия Каспарян, руководитель архитектурного бюро Golden Heads, рассказывает о правилах и нормах оформления гостиничных номеров.

Павел Герасимов, дизайнер интерьера и соруководитель мастерской Geometrium, раскрывает основные правила и принципы планирования интерьера трехкомнатной квартиры.

Ванную комнату в городской квартире можно объединить, увеличить или перенести. О том, как грамотно осуществить перепланировку, рассказывает Наталья Наумова.

Интерьер ванной комнаты с душевой кабиной может иметь разнообразное оформление. Степан Бугаев рассказывает о существующих вариантах душевых кабин и нюансах их установки.

Телевизор ― важный элемент гостиной, вокруг которого часто выстраивается весь интерьер. О вариантах оформления ТВ-зоны в гостиной рассказывает Мария Боровская.

Профессиональный подход дизайнера к решению задач заказчика позволяет максимально эффективно использовать пространство, и создавать эстетичные и эргономичные интерьеры.

Открытая планировка – одно из самых популярных пожеланий заказчиков при проектировании интерьера. Однако у такого решения есть и недостатки.

Зона отдыха представляет собой важную часть каждой квартиры. Она может быть даже небольшой, главное, чтобы под нее было выделено специальное пространство.

Весна, как известно, – самое подходящее время для того, чтобы разобрать никому не нужную кучу вещей. И заодно оформить балкон как еще одну стильную комнатку для отдыха или других целей.

Разбираемся, что содержит в себе проект дизайна интерьера, и как степень его проработки влияет на реализацию ваших задумок.

Ниша заслужено является эффективной и оригинальной деталью интерьера, способной помочь с решением нескольких проблем. Давайте рассмотрим, как ниша может изменить восприятие и внешний вид помещения.

Конечно, необходимо учесть предпочтения хозяина, особенности его характера и привычки, его ритм жизни и ежедневные рутины, увлечения и хобби, поэтому здесь нужен однозначно индивидуальный подход.

Интерьеры, которые актуальны в наши дни, — это удобные и функциональные пространства, в которых нет ничего лишнего и все сделано для удобства проживания.

Выясняем, как превратить спальное место в оазис расслабления, даже если отдельную комнату под спальню выделить невозможно.

С какими трудностями можно столкнуться и что стоит учитывать, планируя открытое пространство? О тонкостях объединения спальни с гостиной расскажут эксперты архитектурного бюро «Победа дизайна».

Кабинеты нужны для того, чтобы сделать жизнь хозяина более комфортной, а работу – плодотворной и эффективной. В чем состоит специфика и планировка «рабочей комнаты» для разных владельцев?

Руслан Айдаров, владелец и руководитель одноименной архитектурной мастерской, рассказал, из чего состоят рабочие будни архитектора.

Современный стиль сегодня – понятие растяжимое. На какие критерии ориентироваться, задумав оформить интерьер спальни в современном стиле?

Европейцев всегда завораживал Восток с его мифическими существами, могуществом природных стихий и философией. Хороший способ стать ближе к экзотике – оформить комнату в тибетском стиле.

Кто пишет современные пособия по фэн-шуй? Откуда взялись рекомендации этого учения? Можно ли применять древнекитайский вариант в современной обстановке?

Просторная ванная – отличный полигон для экспериментов. Можно, не ограничивая себя, сделать все по своему вкусу. В такую ванную вместится все: и ванна, и душевая кабина и мягкие банкетки.

Какого размера должна быть столовая? Как понять, встанут ли выбранный стол и стулья в уже имеющуюся комнату? Сколько свободного места нужно для обеденной группы, чтобы гости не сидели в тесноте?

Обустройство топочной требует особого внимания – как с эстетической точки зрения, так и из соображений безопасности. При этом требования к этому помещению различаются в зависимости от вида котла.

Дизайнеры давно отправляются за вдохновением в этнотуры. Посетив дворец Долмабахче в Стамбуле или монастырь Ват Ксьенг Тхонг в Лаосе, они несут злато-серебро в европейский интерьер.

Оформить ванную в стиле фьюжн поможет гармоничное сочетание отделки, мебели, сантехники и аксессуаров самых разных стилей и направлений. Изучаем ассортимент и учимся объединять противоположности.

Домашняя вечеринка с друзьями и близкими не за горами, а сил на генеральную уборку нет? Поднимем энергетику по фэн-шуй.

Есть простые принципы, которые важно не нарушить, если вы планируете собственное жилище. Как организовать пространство, чтобы дом был удобным для вас и приятным для гостей?

Детская комната должна отражать внутренний мир ребенка. Решение о том, как ее украсить, родители принимают вместе с ним. Какие элементы декора будут оптимальны, а о чем лучше забыть?

Ваша квартира не отвечает требованиям фен-шуй? Мы расскажем, как гармонизировать влияние различных стихий.

Цветовое оформление столовой влияет не только на настроение и аппетит человека — с его помощью можно скорректировать недостатки помещения и поддержать стилистику интерьера.

Как организовать своё рабочее место так, чтобы были учтены потребности в отдыхе и положительных эмоциях и, в то же время, ничто не мешало сосредоточиться на работе?

Надоел беспорядок в прихожей? Попробуйте найти место для гардеробной. Здесь можно спрятать обувь и одежду, мокрые зонты, ролики и еще многое другое. Как правильно ее спланировать и обустроить?

Расставляем мебель в рабочем кабинете по древнекитайским правилам — чтобы стимулировать рост удачи, благополучия и карьеры.

Отказ от настенных полок, загромождающих пространство, – смелое и прогрессивное решение. Но где тогда размещать всю кухонную утварь и хватит ли для этого напольных шкафов? Изучаем вопрос подробно.

При устройстве дома согласно древнекитайским законам Вселенной свет играет важнейшую роль. Правильное освещение – лучший способ гармонизировать энергетические потоки в квартире.

В моду входят интерьеры в стиле сказочных ледяных замков. А как специалисты по фэн-шуй смотрят на прозрачные материалы в дизайне квартиры?

Коллекционер не только работает в своем кабинете, но и хранит и демонстрирует посетителям коллекцию − будь то оружие, марки, фарфор или монеты. Как правильно организовать такое пространство?

По фэн-шуй, главное в выборе загородного дома – его окружение. Если вы хотите следовать рекомендациям древнекитайской науки, о них нужно помнить еще на этапе планировке участка и проектирования дома.

Стиль «металлик» в дизайне и элемент Металл, используемый в фэн-шуй – это разные вещи. В чем Металл полезен, а где может и навредить? Как использовать его полезные качества, не нарушая гармонии?

Вода считается символом жизни. Но вот парадокс – китайская наука фэн-шуй относится к размещению водных объектов в доме с большой осторожностью.

На строгий европейский взгляд американские интерьеры отличаются безудержной эклектичностью. Однако и в ней есть определённые принципы, позволяющие создать уютный дом с яркой индивидуальностью.

www.4living.ru


Смотрите также