Изготовление дверей

Интерьер народного жилища


Интерьер крестьянского дома Народное жилище «Изба» - презентация

1 Интерьер крестьянского дома Народное жилище «Изба»

2 Цель урока: Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального. Актуализация опорных знаний - По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы. - Зачем люди украшали свои жилища.

3 Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

4 В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Л. Мей

5 Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.

6 Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

7 Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

8 Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

9 Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

10 Окно-око – связь с большим миром, белым светом

11 Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

12 Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

13 «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу» «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

14 Красный угол был олицетворением зари

15 Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

16 Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

17 Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

18 Уголок крестьянского дома

www.myshared.ru

Национальный колорит комнаты в русском стиле

Сегодня внутренняя отделка помещений в национальном стиле древней Руси, основой которого считается экологичность и простота, и который включает в себя настоящие сказочные мотивы, бревенчатый резной орнамент и ручную  роспись, находится на пике популярности.

Комната в русском стиле должна предавать национальный колорит, но, в то же время, и соответствовать привычному  комфорту её обителей.

Поэтому наиболее сложным в оформлении жилого пространства в духе древней Руси считается объединение современных бытовых предметов и сохранение задуманной стилистики.

Особенности оформления

Наши предки в оформление своих жилищ вкладывали душу.

В исконно русской семье всегда царили терпение, гармония и взаимопонимание.

Поэтому комната в русском стиле в современном исполнении буквально должна быть пропитана уютом, теплом и умиротворённостью.

Характерными чертами такой отделки жилища принято считать:

  1. Массовое использование в оформлении деревянных мотивов. Конечно, дерево нельзя назвать самым удобным и дешевым материалом, которым можно оформлять и создавать стилистику помещения. Но на помощь придут специальные стеновые панели, которые помогут сделать деревянный дизайн без лишних затрат. Дерево использоваться может не только в качестве настила на полы, стены и потолки. Приветствуется задействование древесных мотивов также в мебели.

  1. Декор – неотъемлемая часть комнаты в русском стиле, независимо от ее типа. И спальня, и гостиная при таком дизайне должны включать в себя живописную яркую роспись, которая будет напоминать деревенские мотивы.

  1. Русский стиль обязательно включает в себя некоторые нотки старины, поэтому состаривание мебели и отделки – прекрасный способ максимально приблизиться к временам древней Руси.

  1. Вместо привычной мягкой мебели с современной обивкой необходимо сделать выбор в пользу массивных столов и лавок. Столовая комната при таком дизайне будет смотреться исконно русской при наличии большого обеденного стола, который будет максимально простым в своем исполнении, и лавок вокруг него. Не слишком удачным вариантом будет расстановка стульев с мягкими сидениями и кожаных кресел, поскольку такие предметы мебели не имеют ничего общего с русским стиле. То же самое касается и столь распространенных сегодня стеклянных столов, их следует оставить для более современных стилей оформления интерьеров.

  1. Русская печь – традиционная составляющая интерьера комнаты в русском стиле. Фото актуальных вариантов этого колоритного элемента стиля поражают своей современностью и оригинальностью. Вовсе не обязательно укладывать в доме настоящую русскую печь, поскольку можно сделать ставку на интересные варианты каминов, оформленных в соответственном стиле. Кроме того, такие каминные печи обладают определенной особенностью – они могут использоваться в качестве обогревателей, а не только декоративных элементов.

  1. Основная составляющая комнаты в русском стиле – наличие текстиля. Тут стоит отметить один нюанс – все ткани должны быть максимально натуральными. Предпочтение следует отдавать ситцу и льну, возможно, хлопку. При этом стоит забыть о сложных драпировках, поскольку исконно русский стиль приемлет исключительную простоту, а также вышивку, которая может быть на занавесках, скатертях, покрывалах и пр.
  2. Прекрасным дополнением русского интерьера могут послужить сшитые игрушки и глиняные поделки – кувшины и свистульки. Также подойдут элементы декора из дерева.

Выбор варианта оформления стиля

Исконно русский стиль в современности, по мнению дизайнеров и архитекторов, может иметь несколько разновидностей, каждая из которых, при этом, преследует единственную главную цель – четкое следование русской старине.

Три наиболее популярных варианта оформления комнаты в русском стиле:

  1. Стилизация под русскую избу.
  2. Оформление «а-ля рус».
  3. Стилизация под русский терем.

Современная стилизация под русскую избу, чем-то схожа со стилем кантри и подойдет лучше всего для частного дома, коттеджа или дачи. Подразумевает использование деревянных рам, вместо стеклопакетов ПВХ, массивных резных балок, ажурное оформление окон.

Если нет возможности использовать в отделке стен дерево, вполне можно заменить его на побелку.

Важно! Самое главное – не использовать обои, которые противоречат данному стилю.

Особенное дополнение русской избы – использование деревянной лестницы, которая является фаворитом создаваемого стиля комнаты. Разумеется, этот элемент интерьера должен быть не просто декоративным, но и функциональным.

На заметку! Кроме того, русская изба невозможна без присутствия печи или камина.

Такой элемент интерьера должен нести также определенную функцию, а не просто украшать помещение. В остальном приветствуется практичность и натуральность.

Стилизация под «а-ля рус» сочетает в себе мотивы древней Руси и популярный сегодня этностиль. Тут важны предметы обихода, найти которые можно в различных антикварных лавках или создать их самостоятельно. К примеру, это могут быть матрешки, самовар, сундуки и настоящие плетеные лапти.

Кроме того, приветствуется украшение жилища медвежьими шкурами, расписной посудой, расшитыми занавесками и балалайками.

Такой вариант оформления не требует полного воплощения деревенского стиля – достаточно просто наличия предметов народного русского промысла. Сегодня оформление помещений отелей и залов в стиле «а-ля рус» – отличный дизайнерский и маркетинговый ход для привлечения иностранцев.

Поскольку именно для них такой вариант отделки является чем-то необычным и совсем не свойственным культуре их стран. Большинство отелей специально обустраивают свои номера в таком дизайне, чтобы привлечь максимальное количество постояльцев из других государств.

На заметку! Русский терем, в отличие от двух предыдущих направлений стиля, отличается богатством убранства, а также допускает использование большого количества дополнительных элементов декора.

Тут разрешено оформление стен тканями и различной обивкой, кроме того, допустимы некоторые виды обоев. На пол можно положить паркет или ламинат, максимально имитирующий дерево.

Поскольку данная разновидность стиля не является строгой, возможен некоторый отход от привычной простоты. К примеру, вместо грубой мебели можно использовать диваны и кресла, но при одном условии – обшивка мебели должна быть выполнена из богатой ткани, к примеру, велюра. Допускается даже натуральная кожа.

Некоторые нюансы оформления

Стоит обратить внимание и на осветительные приборы. Поскольку в старину на Руси использовались лучины или свечи, а в богатых домах были керосиновые лампы, не стоит приобретать в комнату в подобном стиле слишком дорогие и вычурные осветительные приборы.

Многое будет зависеть и от варианта русского стиля. К примеру, для оформления комнаты в варианте «а-ля рус» или русского терема отлично подойдет хрустальная люстра, которая будет висеть непосредственно под потолком. Окантовка ее может иметь бронзовые вставки или железо, которое будет имитировать любой драгоценный металл. Самое главное, чтобы сама имитация не бросалась в глаза.

Поскольку комната, оформление которой задумано в русском стиле, должна включать в себя элементы росписи непосредственно на стенах или балках, придется полностью отказаться от таких предметов декора как картины на стенах. Особенно, если они выполнены в современной графике или в стиле фотопечати.

Такие элементы дизайна скорее имеют отношение к современному дизайну, чем к древнерусскому стилю.

Оформление комнаты в стиле древней Руси должно включать различные элементы, которые были характерны для этой эпохи. Сочетание натуральности, простоты и лаконичности с богатым убранством – вот главная идея русского стиля.

comfortoria.ru

Декоративное убранство в русской избе традиционного жилища

Декоративное убранство в русской избе

традиционного жилища

Изучение традиций использования декоративных тканей представляется достаточно важной областью при проведении исследований для грамотной реконструкции интерьеров, являющихся неотъемлемой частью реконструкции архитектурного объекта. Наиболее полное изучение элементов текстильного наполнения жилого пространства является необходимым при современной ретроспекции и историческом анализе интерьеров. Важно знать не только все составляющие текстильного ансамбля, но и типы композиционных решений, колорит, используемые материалы и технологии их изготовления. Практически все исследователи при изучении русского интерьера и декоративных тканей, выделяют допетровскую эпоху из последующего ряда исследований интерьеров. Действительно до периода петровского правления, когда решительно изменились не только архитектура, и соответственно внутреннее пространство, но и сам взгляд на суть интерьера, как парадного, так и жилого, структура организации внутренних покоев великокняжеских хором и царских палат априорно была связана с организацией народного жилища. Однако внутреннее убранство различалось радикально. Декоративные ткани, которые изначально занимали значительное место в художественном облике и великокняжеских хором, и царских покоев, и дворцовых интерьеров и усадебных домов, в народном жилище в повседневном пользовании появились ко второй половине XIX века. Создание роскошных и уникальных интерьеров царских палат решались за счет применения огромного количества декоративного текстиля. Дорогие декоративные ткани поступали в качестве официальных подарков, как из восточных, так и европейских стран, или закупались для украшения царских и боярских покоев. «Наибольшее количество художественного текстиля в XVI –XVII вв. привозилось на Русь из Италии, в XVIII веке – из Франции». (Итальянские и французские ткани на Руси в XVI – XVIII столетиях, стр. 3) До XVII века в России не было собственного производства шелковых тканей.

Почти все привезенные ткани в XVI –XVII вв. декорировались русскими мастерами для усиления художественных качеств текстильной поверхности: вышивались золочеными или серебряными нитями – прядеными или волоченными, жемчугом, нашивались драгоценные камни, металлические накладки, бусины, золотоплетеные кружева, пуговицы. Ткани с текстильным орнаментом достаточно плоскостные с отсутствием объема, получались рельефные, крупнофактурные, хорошо держащие объем.

Привозные ткани парчовые, шелковые и бархатные ввиду их высокой стоимости, были доступны лишь царской семье и боярам, поэтому в старой Руси наибольшее распространение получили крашенина и набойка, которые широко использовались и в жилых интерьерах царских и боярских покоев.

В крестьянском быту ткани, как способ декорирования интерьера до второй половины XIX века практически не использовались. Лишь в XVII веке в интерьере русской избы появились деревянные полы, а, следовательно, и минимальное мебельное наполнение, но даже в этом случае вместо постельного белья использовали солому и выделанные шкуры животных. Но для украшения избы по праздникам или для ритуальных обрядов декоративные ткани применялись, имея при этом сугубо смысловую нагрузку. В ежедневном же украшении находился лишь красный угол с божницей, где использовались «набожник» и «накутник». «Набожник» служил для закрывания божницы и представлял собой занавеску, сшитую из двух полотнищ тонкого белого домотканого холста, впоследствии фабричной ткани, украшенную по концам полотна вышивкой, ткаными узорами, лентами и кружевом ручной работы. «Накутник» прикреплялся в угол под образами и представлял собой прямоугольное полотнище ткани, сшитое из двух кусков белого тонкого холста или ситца. По нижнему краю «накутник» декорировали вышивкой, ткаными узорами, кружевом. «Набожник» и «накутник» служили для украшения красного угла и в царских хоромах.

В качестве покрывных тканей широко использовали ковры, как тканые, так и шитые. Ковры делали и из узорчатой «полстины». Полсть представляла собой толстое и плотное полотнище, которое могло быть как тканым, так и плетеным, и валяным, и даже из выделанного звериного меха. Но чаще всего полсть представляла собой «толстое, сильно вяленое» полотно.

Коврами покрывали столы, лавки, кресла - «…на столе ковер серебрян по червчатой земле; полавошники золотые с разводами; на конниках ковры золотые, на дву окнах ковры чистые золотые, по белому, да по червчатому атласу; на третьем окне ковер кизылбашской золотной».

Ковры ввозились из Персии и стран Дальнего Востока. В виду того, что они были достаточно дороги, прежде всего, ковры вешали на стены или клали на стол, и только в очень богатых домах и гораздо позже они появились на полу.

Коврами, восточными тканями и высокими подушками украшались разного рода скамьи, ложа и конечно троны.

Мебель - скамьи, лавки, кресла, сиденья и спинки в то время могла изначально обиваться сукном преимущественно красным или зеленым, отделанным шелковым галуном с серебром и золотом, под которое обычно подбивался грубый холст или войлок. Старинная русская мебель обивалась не только ярко окрашенными суконными тканями, но и сафьяном, тиснеными кожами, а скамьи и лавки покрывались еще тюфяками («тюшаками»). Чаще всего в обивке употреблялись сукна разных цветов, так называемые «полавочники», у которых голубая, зеленая, желтая и других цветов кайма спускалась с краев лавки, а середина – другого цвета, контрастного по отношению к цвету каймы, покрывала плоскость скамьи. Полавочник – тканая накидка на лавки. Изготавливалась на горизонтальном ткацком стане из грубых льняных или цветных шерстяных нитей на льняной или конопляной основе. Для полавочников использовалась обычно узорная ткань (полосатая или с геометрическим орнаментом). В XVI – XVII веках в богатых княжеских и боярских хоромах полавочники составляли необходимый элемент убранства горницы, теплой избы, сеней. В XIX веке обычай покрывать лавки тканью не был широко распространен.

Еще одной распространенной формой текстильных изделий были так называемые насундучники и являлись необходимым элементом «матерчатого» убранства дома с давних времен. В XVI – XVIII веках они, наряду с расшитыми накидками на лавках, подоконниках, ткаными обоями, являлись привычной деталью царских палат и богатых боярских хором. Насундучник – изготовлялся из шерстяной, полушерстяной или холщевой ткани из одного или двух полотнищ однотонной ткани, преимущественно всех оттенков красного или коричневого цвета, или из ткани с узором. Орнамент применялся обычно геометрический: широкие полосы красного, желтого, синего, зеленого цвета, чередующиеся с бордюром из красных же ромбов, с добавлением синего, желтого, зеленого. Узор насундучника зависел от местных традиций в ткачестве.

Деревянные пристенные лавки в интерьере русской избы появились, а, следовательно, и накрывать их чем-либо могли только в XVII веке, когда появились деревянные полы. До этого вместо лавок были земляные завалинки, которые сверху покрывались соломой.

Ковры широко применялись не только для покрытия столов, лавок, сундуков и другой мебели, но и для драпирования оконных и дверных проемов.

Ковры также использовались для разделения внутреннего пространства, в качестве завесов. Завесы или запаны, «тафтяные или камчатные», отделяющие часть пространства от остальных покоев изначально появились лишь в интерьерах великокняжеских и царских покоев. Завесы протягивались через всю комнату, образуя таким образом «мягкие» стены. Чаще всего завесы применялись в проходных помещениях или отделяли определенную приватную зону, например, крестовую. В основном завесы изготавливались из сукна, которое дублировалось войлоком, сермяжным сукном или холстом. Существовали также дверные завесы, так называемые дверницы, которые выполнялись из вяленой или толстой стеганой полсти.

Для украшения стен избы по праздничным дням и в дни совершения обрядовых действий применяли так называемый накрючник или настенник - специальное полотенце, которое изготавливалось из белого тонкого льняного холста с украшением на обоих концах. Для праздничного убранства избы обычно использовалось несколько накрючников. Когда их вывешивали на крюк на стене возле окон, появлялась полная имитация занавесок. В каменных хоромах имели место быть «наокошечники» - шитые из бархата или атласа волоченной нитью и шелком полотнища, которые постилались на окнах. Наокошечники также как и полавочники подбивались крашениной.

В крестьянском быту ковры как активный способ декорирования интерьера избы стали появляться во второй половине XIX века под влиянием городского образа жизни. Ковры в основном делали шерстяные по конопляной, реже льняной основе, в технике безворсового ткачества. Традиционными узорами типичными для русского ткачества в середине XIX века служили геометрические мотивы. В конце XIX века подражая коврам фабричного производства русские мастера стали воспроизводить на коврах узоры растительного характера. По преимуществу это были двусторонние черные ковры с очень ярким и крупным цветочным узором. Цветы на таких коврах изображались достаточно схематично и обобщенно. В деревенском доме с его достаточно статичным убранством ковер использовался в качестве покрывной ткани на сундуки, лавки, кровати и полати, коврами также украшались стены крестьянского дома. «В некоторых деревнях России слово ковер использовалось и для названия покрывал, сделанных в другой технике и из других материалов. Так коврами часто называли полотнища, сшитые из мелких разноцветных лоскутков в виде ромбов, кружков, квадратов, прямоугольников. Русские крестьянки называли коврами полотнища ситцевой ткани на толстой подкладке, которые они вешали на стены или укладывали на сундуки. В Сибири коврами иногда считали медвежьи и оленьи шкуры, положенные на пол, сундук или лавку».

В крестьянском быту постельное убранство состояло из многочисленных одеял. Одеяла были летние из домотканины, зимние из меха обычно из овчины, иногда один из концов такого одеяла образовывал мешок для ног, такое одеяло называлось одевальница, оно могло быть как из меха, так и из шерсти. Более поздние одеяла стали делать стегаными на вате, сукне, меху, и чехлы для них выполняли в лоскутной технике. Постель украшали шитыми или кружевными подзорами, летом использовали полог из разреженной домотканины. Поверх подушек надевали наволочки, нередко украшенные по одной из сторон вышивкой, кружевом, покупными лентами.

Совершенно типичное явление для русского быта украшать интерьер текстилем по народным и обрядовым праздникам, широко применялась не только в интерьерах крестьянских домов. Для усиления эмоционального восприятия интерьера по значительным праздникам и событиям дополнительное текстильное декорирование происходило и в интерьерах великокняжеских палат. Повседневные ткани меняли на более представительные, поверх сукна стены одевали шелковыми и бархатными тканями, аксамитами, шитыми золотом атласами. Полы, столы и лавки застилали персидскими или индийскими коврами.

Текстильное декорирование является важнейшей отделкой интерьеров. И обращение к истокам применения декоративных тканей в интерьере является вполне закономерным направлением, не только помогающим в исторической реконструкции русского жилища, но и формированию определенного стилевого, колористического и образного строя интерьера

infourok.ru

Интерьер в стиле русской избы и старинной усадьбы

Избушка-избушка

Изба является одним из главных символов России. Археологи считают, что первые избы появились еще во втором тысячелетии до нашей эры. В течение многих столетий архитектура избы практически не менялась, так как она изначально объединяла в себе все необходимые русскому крестьянину функции — давала крышу над головой, тепло и место для сна. Избу воспевали поэты и увековечивали художники, и было за что. Со временем изба трансформировалась в рубленый дом-терем для зажиточных семей. Вместе с окружающими постройками терем составлял русскую усадьбу. Традиции строительства домов из сруба складывались столетиями, а разрушились всего за несколько десятков лет.

Коллективизация, урбанизация, появление новейших материалов… Все это привело к тому, что русская деревня обмельчала, а местами практически умерла. Новые же «деревни», так называемые «коттеджные поселки», стали застраивать домами из камня, стекла, металла и пластика. Практично, эффектно, стильно, но русский дух там не живет, и Русью там не пахнет. Не говоря уже о недостаточной экологичности таких построек.

Однако не так давно деревянное строительство в русском стиле пережило первый этап возрождения. Это отразилось и на интерьерах. Стиль кантри сегодня вообще на пике популярности. Кто-то отдает предпочтение немецкому кантри, кто-то — скандинавскому или американскому деревенскому стилю, кому-то по вкусу прованс, но если речь идет о деревянном загородном доме или даче, выбор все чаще делается в пользу интерьеров в стиле русской деревни.

Приезжая из мегаполиса на дачу или в загородный дом в стиле русской избы, человек ощущает единение с природой и связь со своими корнями. Это способствует максимальной релаксации и состоянию покоя. В домах из дерева, интерьер которых отличается простотой и незатейливостью, легко дышится и крепко спится. А после отдыха возникает желание заняться такими делами, как рыбалка, разбивка новой клумбы в мае или работа в саду в сентябре — одним словом, дает знать о себе прилив сил.

Русский стиль интерьера: где он уместен?

Интерьер в стиле русской избы можно воссоздать в полной мере только в деревянном рубленом доме. Интерьер в стиле русского терема, русской усадьбы уместен в любом деревянном доме. В остальных случаях, когда речь идет, например, о кирпичном доме или квартире, можно говорить лишь о стилизации, то есть о привнесении в интерьер некоторых черт, присущих русской избе или терему.

Интерьер русской избы: каким он был?

Русская изба. Фото взято с русской Википедии

Центром избы была печь, которую называли царицей дома. Она занимала четверть или даже треть площади всего жилища. По углам печи ставили печные столбы, защищающие «царицу» от разрушения. На эти столбы и на стены опирались балки под потолком. Балки, говоря современным языком, зонировали пространство, деля избу на женскую половину, мужской и красный углы. На одной из балок устраивали полати — дощатый лежак, который облюбовывали дети.

В печном углу управляла женщина. В этом месте располагались многочисленные полки с посудой и другой утварью. Здесь женщины не только готовили, но и пряли, шили и занимались другими делами. Хозяин проводил больше времени в мужском углу — под полатями.

Горница — самое большое и красивое место в избе, где принимали пищу и встречали гостей. Проще говоря, это и гостиная, и столовая, а часто и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол. Это часть дома, где устанавливались иконы.

Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.

В целом обстановка была скудной, но не без украшательств. Над окном монтировали широкие полки. На них ставили праздничную посуду, шкатулки и др. Кровати дополнялись резными спинками. Ложа покрывали яркими лоскутными покрывалами и украшали множеством подушек, уложенных пирамидкой. В интерьере почти всегда присутствовали сундуки с ручками.

Русский сундук. 19 век

Во времена Петра Первого появились новые предметы мебели, которые заняли свое место и в русских избах, и уж тем более в теремах. Это стулья, шкафы, частично вытеснившие сундуки, горки для посуды и даже кресла.

В теремах обстановка была более разнообразной, но в целом сохранялся тот же принцип: большой очаг, красный угол, те же сундуки, кровати со множеством подушек, горки с посудой, полки для демонстрации различных декоративных предметов. Конечно, в теремах было много дерева: это и стены, и полы, и мебель. Русский стиль кантри и стиль русской избы в частности — это дерево, много дерева и почти ничего, кроме дерева!

Как создать стиль русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома?

1. Выбор направления

В интерьерах русских изб и теремов постепенно происходили некоторые перемены, поэтому для начала нужно определиться, стиль какой эпохи вы хотели бы воссоздать. Будет ли это стилизация под древнерусскую избу или под избу первой половины прошлого столетия, в которой появилось немало новшеств? А может быть, вам по вкусу более нарядная обстановка старых русских теремов или деревянных помещичьих домов 18-19 веков, когда в деревенский стиль оказались привнесены черты других стилей — классицизма, барокко, модерна? Выбор направления позволит подобрать подходящие предметы мебели, текстиль и декор.

Горница старорусского дома 16-18 веков. А. М. Васнецов

А это уже конец 19 века. Мир русской усадьбы в живописи С. Жуковского

2. Создание стиля русской избы

Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска — матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком – темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может играть камин, портал которого облицован изразцами или камнем.

Двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторы.

Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. Шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.

Кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки — сложенные стопками от большей к меньшей.

Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте диван простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки — естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из общей картины.

Стилизация под интерьер 18 века в избе гостиницы Покровской в Суздале

Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки, бордюры для полочек. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.

Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь — женщины на Руси всегда любили заниматься этим видом рукоделия. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, расшитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, — все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы: белый, желтый и красный.

Освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте светильники в форме свечей и лампад. Кстати будут и светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.

Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.

Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол-тумба с выдвижными ящиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью или пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т.п.

Дизайнер: Олег Дробнов

Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла. Пластик здесь — как бельмо на глазу. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами или реалистично имитирующими грубоватое дерево. Фасады из массива могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.

В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.

Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.

3. Создание стиля старинной деревянной усадьбы

У простой крестьянской избы и богатой старинной усадьбы много общего: это и преобладание дерева в интерьере, и наличие огромной печи (в усадьбе она всегда облицована изразцами), и красный угол с иконами и свечами, и текстиль изо льна и кружева.

Дом в русском стиле. Дизайнер: Деревлева Ольга

Однако были и многочисленные отличия. Богатые активно заимствовали что-то новое из иностранных стилей. Это, например, яркая обивка мягкой мебели, фарфоровые тарелки и часы на стенах, изящная деревянная мебель в английском или французском стиле, абажуры и бра, картины на стенах. В интерьере в стиле русского терема будут весьма кстати витражи в качестве межкомнатных окон, перегородок или верандного остекления. Одним словом, здесь все достаточно просто, как в избе, но присутствует легкий налет роскоши.

В стиле русской усадьбы

4. Двор в русском стиле

И сам интерьер, и окна в нем, и «заоконное» пространство должны быть в гармонии. Для ограждения территории лучше заказать забор высотой примерно 180 см, собранный из заостренных бревен.

Как сейчас создают двор в русском стиле? Ответить однозначно невозможно, так как на Руси двор организовывался по-разному, в зависимости от местности. Однако дизайнеры нашли общие черты, которые и воссоздаются в ландшафтном дизайне. От калитки прокладывается дорожка (часто петляющая) ко входу в дом. Нередко ее настилают доской.  По краям дорожки располагается цветочный бордюр. В старину крестьяне любой свободный участок земли отводили под грядки, но передний двор все же старались украсить цветочными клумбами.

Сейчас для заднего двора избы используют травы для газона. Этот участок затеняют высаженными по периметру соснами. Однако кусты смородины или малины тоже будут весьма в духе русского двора. Элементами ландшафтного дизайна в русском стиле являются различные предметы из дерева: деревянная детская горка, стационарный стол со скамьями, русские качели. Ну и, конечно, все постройки во дворе должны быть выполнены из дерева.

Интерьер в стиле русской избы или усадьбы: идеи от дизайнеров

1. О зеркале. Зеркала — чуждый предмет для старинного русского дома. Однако сложно представить себе современный дом без единого отражающего полотна. Выбирайте зеркала с эффектом состаренности, заключенные в громоздкие деревянные рамы. Зеркало можно замаскировать под фальшокно благодаря деревянным ставням. Резную раму с такими же деревянными ставнями-створками можно использовать и для маскировки плоского телевизора.

2. Идея стилизации для спальни. Интересное решение для спален или детских комнат: стилизация под уютный деревенский дворик. Стены на 1-1.5 метра от пола обшиваются некрашеной доской, имитирующей забор. Также используется роспись растительным орнаментом: на стене над забором порхают бабочки и летают птички. Другая стена комнаты может быть имитацией внешней стены деревянного дома с окном, украшенным кружевными наличниками и деревянными ставнями. Потолок при этом можно декорировать росписью ,  представляющей собой изображение неба . Скамья, гамак, бочонки вместо прикроватных тумб — и вы почувствуете себя ночующим в деревенском дворике.

3. Бытовая техника в интерьере русской избы. В кухне, как уже было сказано, желательно встроить всю бытовую технику. Но некоторые предметы можно не прятать, а, наоборот, сделать интерьерной изюминкой. Техника «аэрография» используется не только для росписи автомобилей, но и для украшения корпуса бытовой техники. Например, можно заказать роспись холодильника в русском стиле — в этом случае современный предмет не только не выбьется из стиля русской избы, но еще и подчеркнет его.

Еще фото:

Вот так интерпретировала стиль избы дизайнер Решетова Татьяна

Русский стиль кантри

В стиле русской усадьбы

Современная горница. Фото взято здесь

Читайте ещё по теме:

Декоративные потолочные балки в интерьере

Стиль кантри в интерьере

Стиль шебби шик в интерьере

www.domfront.ru

Удмуртское декоративное искусство в организации интерьера народного жилища

В народном творчестве выражается характер народа, его видение мира, представление о прекрасном. Декоративное искусство утверждает своё место в окружающей человека среде. И этой средой, в первую очередь, является жилище с его особой организацией пространства, характером образа жизни его обитателей, с их различными ценностными ориентациями и эстетическими нормами. А жилище, в свою очередь, связано с климатическими условиями края, с его ландшафтом. Лесные богатства Вятско-Камского междуречья обусловили развитие срубной архитектуры в Удмуртии и повсеместное развитие художественной обработки дерева. Непосредственный контакт удм. крестьянина с землёй и природой способствовал формированию поэтического языка народного декоративно-прикладного искусства и особой организации архитектурного пространства. В удм. народном зодчестве архитектурно-пространственная среда утверждалась как качественно особое отношение к миру природы. Удмуртские селения, тесно связанные с ландшафтом, дают нам целостные архитектурно-природные ансамбли. Древние удмурты жилища имели в лесах или между лесами, и к поселению выбирали такие места, что каждая деревня построена пр речке или озере, притом поблизости от пашни. Удмуртское поселение – это сложная пространственная структура, активно обращённая в окружающий ландшафт. Кроме того, саам мир природы (лес, река, родник)с предельной естественностью входит в пространственное формирование села, деревни, придавая им одновременно законченность и незавершённость. Усадьбы с постройками располагались довольно близко друг от друга, при этом с чётким зонированием территории в нутрии самой усадьбы. Выразительность удм. усадьбы во многом связана с воротами, композиционная роль которых заключается в объединении надворных построек в единый органичный ансамбль. Опорные столбы ворот, верхняя поперечная балка украшались резьбой, позже – створки и боковые стороны крыши. Именно ворота ввиду их яркой конструктивно-декоративной роли, являлись своего рода эмоционально-смысловым центром в организации ансамбля жилища, а также занимали немаловажное значение в планировочной структуре самой улицы и фасада усадьбы. В декоративном оформлении ворот нашло присущее удмуртам осмысление окружающего пространства. Подтверждение тому – размещение солярной символики на столбах ворот, орнамент которых отличался большим разнообразием – это круги, овалы. Ромбы, полукружия. В технике трёхгранно-выемчатой резьбы выполнялся основной солярный мотив: символическое изображение солнца. Считалось, что ворота – лицо дома хозяина. Солнце – высшее божество, которому поклонялись люди, оно «отгоняло» злых духов. Солярные знаки имели охранительный смысл.

В едином компактном организме удмуртской усадьбы двор занимает своё особое место. Именно двор – самое близкое к дому место общения людей с миром природы. В его архитектурно-пространственной организации жилые, хозяйственные и реликтовые культовые постройки (куа, куала), разнообразные по композиции силуэту, создавали яркое объёмно-планировочное решение. Двор, как правило, в удм. усадьбе всегда располагается с южной стороны от жилого дома, пространственно тяготея к компактности. Система организации обусловлена постепенным переходом от крупномасштабных жилых помещений избы (корка), амбара (кенос) к пространству в целом, а затем к его частям. В сложном пространственно-предметном ансамбле жилища был заключён целый мир образов и представлений, в котором наиболее полно отражалась духовная жизнь народа, его мироощущение. Жилища удмуртов «корка», «кенос», «куала» происходят от общефинноугорского слова «кода» - «укрытие, убежище».

Среди жилых построек особый интерес представлял кенос. Кенос был летним жилищем удмуртов, которое не отапливалось. Зимним жилищем являлась корка – небольшая курная изба (чын корка), которая со второй половины 19 в. Заменяется белой избой, идентичной русской. Кеносы просуществовали в некоторых районах до наших дней. В своём традиционном виде строили их 1 и 2 –этажными. Более зажиточные семьи строили в одном дворе по 2-3 кеноса – для каждой брачной пары. В отдельно выстроенных новых кеносах молодые проводили первые месяцы совместной жизни. Слово «кенос» состоит из 2 корней: «кен» (сноха), «ос» (дверь). В кеносе развешивали приданое невесты: полотенца, ковры, полог, постельные принадлежности…

Корка - .капитальное жилое строение из сосновых брёвен диаметром 25-30 см. Принципы архитектуры, как считают исследовате6ли, во многом связаны с влиянием русского зодчества. Во внутренней планировке избы сев удмуртов большое место отводилось печи русского типа. Печь располагалась направо или налево в углу у входа. Своим устьем она повернута к фасадной стене. По диагонали от печи расположен передний, красный угол («тор сэрег», «мудор сэрег»), наиболее чистое и парадное место в доме. Почти треть площади и её заднюю часть занимали полати (сэндра). Вдоль стен устраивались широкие и толстые неподвижные лавки (зус). Они опоясывали интерьер жилища снизу. Лавки делились на мужские и женские. Над окнами вдоль стен крепились полки (жажы), которые замыкали пространство интеръера сверху. В переднем углу стоял стол (жок) с массивной столешницей на толстых точёных ножках, а рядом с ним – единственный в доме стул (пукон) с резной спинкой для хозяина дома или почётного гостя. У боковой стены возле входной двери помещалась широкая деревянная кровать или нары с резным подголовником (йыразьпу). Изголовье выпиливалось из 1 широкой доски и завершалось по бокам двумя резными стилизованными конскими головками. Пространство перед печью было отделено от остальной части избы большим занавесом (катанчи). На лавки стелили полосатые паласы (гын). На стул, стоящий возле стола. Клали нарядную подушку. Декоративно-смысловым центром в жилище был красный угол (тор сэрег).Именно в нём изделия узорного ткачества занимали наиболее значительное место. На стенах у красного угла , обрамляя божницу (мудор жажы), висели полотенца с узорными концами, здесь же стоял стол. В праздники его покрывали богато орнаментированной бранной скатертью, а для будней использовали более простые и скромные. Скатерти ткали белые и цветные. Скатерть выполняла не только важную декоративную роль в убранстве жилища, но имела самое прямое отношение к бытовым обрядам. Белые скатерти стелили в особо торжественные дни, например, в знак согласия родителей отдать свою дочь замуж. В день рождения ребёнка накрывали стол белой скатертью и ставили горшок с маслом, хлеб, соль. Наиболее нарядные скатерти выполняли в многоремизной и браной технике ткачества. Более старинный вид ткачества – браное (бичаса) – имел повсеместное распространение в украшении столешников.

Помимо скатертей и полотенец в избе по традиции использовали ткани и для разделения и маскировки отдельных помещений, они то отгораживали кухонный уголот остальной части избы, то замыкали пространство над полатями. В быту у южных удмуртов особое место занимал безворсовый ковёр. Его вешали на стену, над широкими нарами, стелили на нары, им украшали свадебную повозку или сани. Свекровь встречала свою невестку разостланным ковром. После свадьбы таким ковром в течение месяца покрывали постель новобрачных.

Наряду с декоративными тканями в жилище большое значение приобретали изделия из дерева: бытовая и ритуальная посуда, разные швейки и прялки, берестяные солонки и туеса, детские люльки и подголовники (йыразьпу). В отличие от узорных тканей удм бытовая резная утварь и плетение не знают ярких локальных различий на севере и юге Удмуртии. Среди бытовой утвари удмуртов можно выделить ритуальные ковши с высокими резными ручками традиционные токарные чаши для кумышки и каши. Из национальной удм. ритуальной посуды особый интерес представляет большой женский ковш, который выполнялся в виде плавающей птицы. Его использовали в дни семейных родовых празднеств. Ковш был знаком и символом неделимости, кровного родства и сохранения рода. Интерес представляют и большие чаши, в которых подавали кашу при сговоре о йырдоне (калыме), а также деревянные подносы, применявшиеся при встрече сюанчи (поезжан) от жениха. На них помещали разнообразные яства – каравай хлеба, яичницу, масло и др. Обычно на внешней или внутренней стороне чаш мастера ставили «пусы» (тамги)- родовые знаки, которые своей чёткой графичностью рисунка украшали бытовую и ритуальную посуду.

Разнообразны по художественным приёмам берестяные туеса. Все они богато украшены геометрическими фигурами, которые воспринимаются как солярные знаки.

Образ жизни и характер труда удмурта-земледельца наложили отпечаток на весь его бытовой уклад. Природные условия края обусловили не только преимущественную роль в его традиционном народном декоративном искусстве таких местных материалов, как дерево, глина, лён, конопля, но и диктовали мастеру найти такую форму предмета, которая бы при утилитарной целесообразности с наибольшей полнотой выявляла эстетические возможности самого материала.

Page 2

У древних удмуртов был единый покрой костюма. Носили одежду из белых тканей, украшенную вышитыми узорами. Народная одежда этого типа сохранилась в качестве обрядовой вплоть до первой четверти 20 в. За долгую историю удм народа сложились 2 основных комплекса костюма: северный и южный. Оба эти комплекса возникли на финско-пермской основе. По мнению ряда исследователей сев комплекс народной одежды наиболее ярко отражает этнические особенности удм культуры. Именно одежда сев удм-тов сохранила и донесла до наших дней существенные черты древнего костюма и его орнаментацию.

Удм. народная одежда распределялась строго по половозрастным категориям. Худож. ансамбль костюма, являясь внешним выражением этнического самосознания, отчётливо отражал народное понимание красоты. «Ещё накануне нашего столетия обычай тебовал, - пишет С.Н.Виноградов, - чтобы каждый человек определённого возраста носил одежду соответствующего цвета и покроя. Молодые женщины, например, и на работу должны были ходить нарядными: в высоких головных уборах (АЙШОН), в вышитом платке (сюлык), с головными полотенцами на спине (йыркышет, чалма)». Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды: у неё была и будничная, и праздничная, и обрядовая одежда. К обрядовой относятся: свадебная (сюан дись), для осенне-весенних угощений (вось нерге дись), погребальная (кулэммурт дись) и т.д. Народная одежда удмуртов имела не только чисто утилитарное назначение, но и обладала различными функциями: эстетической, социальной, служила знаком национальной принадлежности, возраста, семейного положения. Именно в ней наиболее полно сказалась любовь и стремление удмуртов к красоте. Любовь удмуртов к изделиям народного декоративного искусства нашла отражение и в их устно-поэтическом творчестве, где радостное, целостное восприятие мира и импровизация занимают значительное место. В народной поэтике замечаем изобилие цветовых эпитетов, необычайно характерных для удм нар поэзии. Примером такой игры цветом и узором, повышенной декоративностью может служить песня «Лымы тодьы».

Следует уделить особое внимание свадьбе, где ещё в конце 19 нач 20 в ярко проявилась взаимосвязь различных видов и жанров народного искусства. Многие тканые и вышитые изделия входили в состав приданого невесты. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха. В сложном ритуале свадьбы вышитыми тканым изделиям были определены особая роль и место. В первой части свадебного обряда «сюан – пир в доме невесты» на молодую надевали богато орнаментированную узорным ткачеством по подолу и рукавам белую из тонкого льняного полотна туникообразную рубашку «ныл дэрем», отличающуюся большой цветовой щедростью и великолепием. Поверх этой рубахи надевали белый халат из тонкого холста «шортдэрем». Зимой на молодую надевали не белый, а красный кафтан старинного покроя, скроенного сзади в талию, с собранными клиньями, с отложным воротником и откидными длинными рукавами. Кафтан шили из красной шерстяной домотканины. Невеста надевала его по приезде в дом жениха и была в нём на протяжении всего свадебного торжества. В нём она в первый раз выгоняла корову. Длинные рукава с продольным разрезом в верхней части, отороченные кумачом и полосками из цветных лент, бархата, носят образное название «скал уллян» (для выгона коровы).

Женская одежда сев удмуртов конца 19-нач 20 вв едина по своим основным формам. В традиционный состав женского костюма сев удм-ов входит белая льняная рубаха туникообразного покроя, украшенная браным ткачеством и вышивкой. Рубашка шьётся без воротника. Отверстие для головы имеет форму овала или треугольника, которое закрывается съёмным вышитым нагрудником. В качестве верхней летней одежды служил белый распашной халат. Характерной чертой жен. костюма является фартук, отделанный по подолу браным ткачеством, атласными лентами и мишурой. Пояс тканый с богато орнаментированными лопастями на концах, заканчивающийся в виде кистей или бахромы.. Не менее декоративными являлись чулки с неширокими узорными и безузорными полосками. Головной убор состоял из 2 платков: небольшого красного платка (горд чушкон) и белого платка с яркими цветами (азьлань чушкон) и головного полотенца, которое повязывали на голову под платок так, что один конец его опускался на грудь, а другой – на спину. Красивый декоративный костюм дополнялся металлическими украшениями.

Наиболее важной и характерной чертой свадебного женского костюма явился вышитый нагрудник (кабачи), мотив которого состоял из восьмиконечных звёзд, называемых «толэзё», т.е. лунный. Без него нельзя было играть свадьбу. Особенно щедро украшенными браным и закладным ткачесвтом были передники (айшет). Подол передника заканчивался густой разноцветной бахромой, бисером и блёстками. Всё это придавало костюму особую праздничность.

Особенно нарядно украшалась узорным ткачеством одежда южных удмуртов. Она сплошь, сверху донизу, покрыта богатыми ткаными узорами. Женский костюм южных удмуртов имел свои ярко выраженные, только ему присущие особенности, своеобразие которого достигалось использованием в костюме самых разнообразных видов узорного ткачества: выборного и закладного, многоремизного и переборного. Оформление тканей для костюма было тесно связано с особенностями человеческой фигуры и основными членениями одежды, а именно: орнамент выделял рукава, плечи, подол, грудь, спину рубахи и халата. Костюм северных удмуртов строился на остром сопоставлении контрастных цветов, в основном красного браного ткачества и белого холста, а одежда южных удмуртов всегда насыщеннее по цвету и орнаменту. Ей свойственна большая сочность, яркость, многокрасочность. В основе южноудм. конструкции рубахи-платья так же, как и северной, лежит туникообразный покрой. Подол заканчивается одной или двумя оборками из пестряди или цветного ситца. А между подолом и рубахой вшивается полоса, затканная ярким браным узором из шерсти. В целом жен. костюм южных удмуртов приобретает более сложные формы, как по составляющим его компонентам, так и по более нарядным расцветкам тканей. В композиции женского костюма южной удмуртки большую роль играл фартук-запон. Основная, центральная плоскость, украшающая подол фартука, заполнена разноцветным узором по цветному фону и обрамлена каймой с боковых сторон.

Так же, как у многих ф/у, тюркских и славянских народов Восточной Европы, в ансамбле южноудмуртского костюма особое место занимало головное полотенце (чалма). Оно входило в традиционный женский головной убор, который у южных удмуртов относится к типу сложных и состоит из следующих элементов:

1) Головное полотенце (чалма);

2) Налобная повязка (йыркерттэт);

3) Твёрдый головной убор конусообразной формы с усечённым верхом (айшон);

4) Платок-покрывало (сюлык).

Головное полотенце складывают пополам по горизонтали и вертикали так, чтобы яркие тканые узорные концыс кистями сошлись, не нарушив общей композиции рисунка на концах. Скрепляют полотенце на голове налобной повязкой, а концы спускают сзади по спине. Впервые надевают чалму на голову невесты в доме жениха.Обряд покрытия головы невесты (вылькен изьыян) служил символом –знаком перехода девушки в род мужа. Айшон сверху покрывали расшитым чёрным шёлковым платком (сюлык), своеобразным по технике использования, с различного рода нашивками – парчовыми полосками, лентами, бисерорм, раковинами каури, монетами. По своей конструкции к цветовому решению сюлыки подразделяют на 2 типа: 1) чёрные, 2) красные. Красный сюлык – аппликативный, его носит женщина до прекращения деторождения. Уникален чёрный сюлык. Молодуха его должна была носить до рождения первенца, а в случае бездетности – 3 года.

Большую роль в женском праздничном костюме южных удмуртов играли ювелирные изделия: нагрудные женские украшения (уксё тирлык), серьги (пельугы), браслеты (поскес). В основном они были серебряные, иногда позолоченные.

Мужскую одеждуудмурты шили главным образом из х/б, льняных и шерстяных тканей и сукна домашнего и фабричного производства. Костюм состоял из холщовой рубахи и таких же штанов, подпоясанных ремнём или поясом. В мужской одежде е существовало значительных локальных различий, т.к. большинство носило её из тканей фабричного производства. Техника выполнения поясов самая разнообразная: их ткали, плели и выполняли нестаночными способами.

Таким образом, южноудмуртская одежда второй половины 19 – начала 20 века характеризуется большой дифференциацией и высокой степенью приспособления к условиям труда и быта.

В связи с дальнейшим развитием в нашем крае товарно-денежных отношений, втягиванием Удмуртии в общероссийский рынок в характере оформления тканей удмуртского костюма происходят изменения: прежние одноцветные узоры заменяются более яркими и многоцветными.

***

Возвращаясь к красоте вообще в понимании удмуртов, вспоминается роман «Адямилэн чеберез» («Красота человека»)удмуртского писателя Трофима Архипова. Книга заканчивается словами: «Уж. Со бордын адямилэн улонэз» («Работа. В ней вся жизнь человека»). Эти слова подтверждает и удмуртская народная поговорка: «Адямиез уж чебер каре» («Человека труд красит»).

studopedia.su

Тест по теме "Особенности интерьера белорусского народного жилища"

5 класс Тест по разделу «Основы домоводства»

Тема «Интерьер жилища»

вариант 1

1. Интерьер квартиры – это:

а) организация внутреннего пространства помещения;

б) пространство ограниченное стенами, полом и потолком;

в) световое и цветовое решение помещения

2. Функциональность интерьера заключается в:

а) рациональной планировке комнат, соответствии комнат своему

назначению;

б) работе санитарно-технического оборудования, звукоизоляции,

теплозащитности и чистоте помещения;

в) гармонии вещей и пространства, согласованность их по стилю.

3. Сакральная конструкция – оберег из соломы для дома на Беларуси это:

а) птица - феникс;

б) паук;

в) кукла – берегиня.

4. Бабий угол в традиционном белорусском жилище – это:

а) ограниченное пространство в доме, в которое запрещён вход мужчин

зрелого возраста;

б) место в доме для сна женской половины семьи;

в) место для приготовления пищи.

5. В традиционном жилище на Беларуси палати – это:

а) настил из досок для сна;

б) традиционное место для главы семьи за обеденным столом;

в) комната в доме, где располагались спальные места членов семьи.

5 класс Тест по разделу «Основы домоводства»

Тема «Интерьер жилища»

вариант 2

1. Вид мебели, который обязательно входил в приданное невесты с 19 века и во время свадьбы перевозился в дом жениха:

а) «куфар»; б) «ложак»; в) стол; г) холодильник.

2. Основные требования к интерьеру:

а) гигиеничность, практичность, экономичность;

б) многофункциональность, практичность, эстетичность;

в) функциональность, гигиеничность, эстетичность.

3. Художественно-проектная деятельность по оформлению целостной

предметной среды, окружающей человека – это:

а) дизайн;

б) интерьер;

в) мода

4. Виды уборки помещения:

а) текущая, тщательная, дополнительная, генеральная;

б) ежедневная, еженедельная, сезонная, генеральная;

в) текущая, тщательная, предпраздничная, генеральная

5. Ежедневная уборка не включает следующие виды работ:

а) вытирание пыли, чистку мебели, полив цветов;

б) вытирание пыли, проветривание, подметание полов;

в) вытирание пыли, проветривание, вынос мусора.

5 класс Тест по разделу «Основы домоводства»

Тема «Особенности интерьера белорусского народного жилища»

Вариант 1

1. Наиболее почитаемое место в крестьянской «хаце» - это:

а) «покуць»; в) печь;

б) «бабịн вугал»; г) «палацị».

2. Хлебная «дзяжа» - символ достатка и благополучия в крестьянском доме всегда стояла на:

а) печи; в) «покуце»;

б) столе; г) все ответы верны.

3. В художественном оформлении интерьера крестьянкой «хаты» важную роль играли:

а) «абрусы», «посцịлкị», «дываны», рушники;

б) изделия из керамики, рушники;

в) изделия из соломки, «абрусы»;

г) изделия из дерева, «посцịлкị».

4. Исключите лишнее. Спальным местом в крестьянском доме до 19 века были:

а) пол (помост); в) «ложак»;

б) палацị; г) «лавы».

5. Исключите лишнее. Народный вид детской мебели:

а) «зыбка»; в) «люлька»;

б) «калыска»; г) коляска.

5 класс Тест по разделу «Основы домоводства»

Тема «Особенности интерьера белорусского народного жилища»

Вариант 2

6. Вид мебели, который обязательно входил в приданное невесты с 19 века и во время свадьбы перевозился в дом жениха, :

а) «куфар»; в) стол;

б) кровать; г) холодильник.

7. Рушник в жизни крестьян имел значение:

а) утилитарное; в) обрядовое;

б) декоративное; г) все ответы верны.

8. Размеры рушника обычно составляют:

а) 2 – 3 м; б) до 1 м; в) 3 – 5 м; г) 1 – 4 м.

9. Какой предмет обихода входил в приданное невесты и являлся обязательной частью подарков жениху и его родственникам?

а) скатерть; б) рушник;

в) платок; г) постилка.

10. Исключите лишнее:

а) «абрус»; в) «скацерка»;

б) «настольник»; г) «абыдзеннịк».

ОТВЕТЫ

ТЕСТ 31. Интерьер жилища

1 – а; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – а; 6 – а; 7 – в; 8 – а; 9 – а; 10 - а

infourok.ru

Планировка русской избы

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Вернуться к оглавлению

Особенности планировки русской избы

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Читайте также

Виды планировки многоэтажных домов

Вернуться к оглавлению

Внутреннее убранство русской избы

Примерно с XVI до конца XIX века планировка русской избы оставалась практически неизменной: у задней стены жилья располагалась русская печь, обычно в левом или правом углу, повернутая челом в сторону окон. Спальное место для членов семьи обустраивалось на печи, а под потолком от печи устраивали полати (настил для хранения вещей или нары для сна). По диагонали от печи располагался передний, «красный» угол, где обычно ставили стол. Место напротив печи называлось упечью и предназначалось для приготовления еды, отделялось, как правило, при помощи дощатой доски или занавеси. Вдоль стен ставили длинные лавки, а над ними на стене обустраивали полки.

У каждого угла было своё предназначение. Красный угол в русской избе, где находился обеденный стол и иконостас, считался самым почётным местом в доме. Самые важные праздники и торжества отмечались именно в красном углу. В качестве женской половины избы выступало пространство от устья печи до передней стены (называлось оно «середа», «упечь», «путь», «чулан»). Здесь занимались приготовлением пищи и хранили необходимую для этого утварь. В северных регионах русскую печь часто располагали на значительном расстоянии от задней и боковой стен, закрывая образованное пространство дверцей и используя для хранения прочей домашней утвари.

С одной из боковых сторон печи пристраивали ящик из досок, откуда по лестнице можно было попасть в подполье. От боковой стены до входной двери располагалась широкая лавка, которая с боков была забрана досками. Очень часто её широкая боковая доска была вырезана в форме конской головы, благодаря чему такая лавка получила название коник. Коник предназначался для хозяина дома, поэтому считался мужской лавкой. Резьба украшала не только коник, но и многие другие элементы интерьера.

Стандартная планировка жилой части русской избы

Задняя часть избы, которая находилась под полатями, служила прихожей. В холодное время года в этой части помещения содержался домашний скот (поросята, овцы, телята), незнакомые люди обычно за полати никогда не заходили. Между полатями и обеденным столом, как правило, ставили ткацкий станок, что позволяло женщинам заниматься различными видами рукоделия. Во многих русских избах вплоть до XIX века кровати, как таковые, отсутствовали, и их роль выполняли лавки, полати, печи и другие подходящие для этого элементы меблировки.

Полная планировка русской избы Вернуться к оглавлению

Русская народная изба в современном строительстве

Во время строительства русских домов часто используются приёмы, которые были распространены на древней Руси: рубки углов, способы крепления перерубов для пола и потолочных балок, методы обработки и возведения срубов, последовательность сборки и рубки бруса и т.д. При рубке часто используют круглые бревна или бревна, распиленные вдоль. Помимо этого, в западных регионах страны часто применяются брёвна, которые обтёсаны с четырёх сторон (пластины, брусья). Такой способ был известен ещё кубанскому и донскому казачеству.

Читайте также

Составление плана участка для размещения дома, гаража и бани

Соединение брёвен в срубе осуществляется при помощи глубоких выемок, расположенных на углах. Испокон веков самым распространённым способом у русских было врубание одного бревна в другое, при этом с концов брёвен оставалось небольшое расстояние (в чашу, в угол, в обло).

Конструкция рубленой избы

На сегодняшний день не менее популярным способом является рубка угла на концах брёвен «в лапу», то есть без остатка. Использование такого приёма позволяет увеличить размеры жилья (при тех же самых затратах материала). Чтобы брёвна прилегали друг к другу плотнее, в верхнем бревне необходимо прорубить продольный паз, который в дальнейшем конопатят просушенным мхом или паклей. Реже применяют столбовой метод сооружения стен, подразумевающий выкладывание стен из горизонтально уложенных досок или брёвен. В этом случае, крепление их концов происходит в пазах вертикальных столбов. Больше всего такая технология распространена в южных районах страны.

Схема соединения брёвен в избе без остатка

Значительные изменения претерпели конструкции и материал покрытия. На сегодняшний день при обустройстве русских изб часто используют двускатные или четырёхскатные  типы крыш, стропильные конструкции, кроме этого, распространены карнизы, защищающие стены дома от воздействия осадков. Всё больше находят применение современные кровельные материалы (шифер, черепица, железо), хотя, в зависимости от той или иной местности, люди не забывают об использовании традиционных кровельных материалов (например, камыш в южных регионах).

Немало внимания в проектах современных деревенских домов уделяется внешнему облику жилья. Современные  приемы архитектурной отделки позволяют сочетать в себе традиции прошлого и создание новых форм. Сейчас дома, как правило, характеризуются наличием больших окон и светлыми оттенками в оформлении фасада или внутреннего интерьера. В последнее время обшивка тесом и штукатурка, предохраняющие стены дома от воздействия внешней среды, становятся обязательным пунктом любого строительства.

Вместе с этим, оформление жилья не обходится без раскраски стен фасада. Стены рубленых домов обычно окрашивают в один цвет, а архитектурные детали (карнизы, наличники окон, фронтоны и т.д.) – в другой. Кроме этого, декоративные детали из древесины часто украшаются резьбой.

Современный деревянный дом в стиле русской избы

В современном русском сельском строительстве распространены различные типы жилых домов, но самым популярным остаётся тип индивидуального одноквартирного дома. Благодаря наличию приусадебного участка и хозяйственных пристроек такой тип жилья максимально приближен к традиционному варианту.

proekt-sam.ru


Смотрите также