Изготовление дверей

Архитектурный комплекс в карнаке


Карнак и его храмы

Карнак – небольшая деревня в 2,5 км. от Луксора. Деревня находится на месте Фив, столицы Древнего Египта эпохи Среднего и Нового царств. Карнак занимает около половины территории главного египетского святилища Нового царства — храма Амона-Ра, который был крупнейшим культовым сооружением древности.

Храмовый комплекс

Вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом. Оба исторических памятника одними из первых были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то их соединяла вымощенная камнем аллея сфинксов.

Возведение храмов на нынешней территории карнакского комплекса началось в XX в. до н.э. при фараоне Сенусерте I (1970-1934 гг. до н. э.). Строительство культовых сооружений не прекращалось в течение двух тысячелетий. Последним, кто внёс свою лепту, был римский император Октавиан Август. Каждый правитель Египта стремился увековечить своё имя, поставив здесь храм или обелиск. Ни смуты, ни вторжения иноземцев не останавливали строительство. Даже гиксосы, захватившие Египет в XVII в. до н.э., отметились здесь своими сооружениями.

В относительной целости в Карнаке сохранилось не так много построек. Одни здания разрушило беспощадное время, другие – сами правители Египта. Начиная от фараонов Нового царства и заканчивая турецкими завоевателями, хозяева страны разбирали древние здания, чтобы получить материал для своих нужд. Даже Аменхотеп III, при котором Египет переживал время невиданного расцвета, не остановился перед разбором храма Сенусерта.

Первым святилищем на территории комплекса был храм Амона, бога небес, покровителя Фив (тогда он ещё не отождествлялся с богом солнца Ра).

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя. Часть храма находится в Карнаке, еще часть — в Луксоре.

Возведение главного здания Карнака, начатое Сенусертом, было завершено 500 лет спустя при фараоне Тутмосе III. Он же воздвиг второе большое святилище с гипостильным залом (залом, крыша которого стоит на многочисленных колоннах). В этом зале Тутмос разместил барельефы, изображавшие его жертвоприношения предкам.

Второй гипостильный зал был сооружён к востоку от главного святилища при Сети I и его сыне Рамзесе II, упоминаемых в Ветхом Завете. Это грандиозное сооружение площадью около 5000 кв.м. Потолок зала поддерживают 134 колонны, высота которых от 13 до 24 метров. Самые высокие колонны расположены в центре, к краям зала высота уменьшается. Таким образом, очертаниями здание напоминает средневековые соборы. Сами колонны толщиной в шесть обхватов поражают своей мощью. Но зал не подавляет ступившего под его своды, наоборот, здесь ощущается покой и гармония.

Стены гипостильного зала являются важнейшим историческим источником. На северной стене изображены победы Сети I над амореями, могущественным народом Передней Азии, на южной — подвиги Рамзеса II. Здесь же помещена «Кадешская поэма», или эпос Пентаура, в которой описывается победа Рамзеса II над хеттами.

Ещё одним замечательным зданием храма Амона-Ра является перистильный двор (открытый двор, окружённый колоннадой), сооружённый в VIII-VII вв. до н. э. Строители его не стали сносить мешавшие им здания, поэтому в ансамбль двора оказались включены небольшие храмы Рамзеса II и Сети II.

По сей день древний храм Амона-Ра производит неизгладимое впечатление своим величием и монументальностью. Десять пилонов, грандиозные залы, разделённые просторными дворами, стелы и обелиски много веков поражают воображение зрителей. Два великолепных обелиска установлены в правление женщины-фараона Хатшепсут. Один из них стоит и сейчас. Это монолитная 30-метровая игла из красного гранита. По сообщениям источников, полировка каждого обелиска заняла 7 месяцев.

Карнакский храм

Карнакским храмом называются совокупность всех храмов Карнака. Как уже было сказано выше, вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом.

За оградой храма Амона-Ра начинается целый ряд протянувшихся на юг дворов и пилонов, завершающийся у аллеи сфинксов. Эта аллея предваряет вторую группу храмов, построенных около озера Иешер. Главный храм этого комплекса, выстроенный Аменхотепом III, посвящён богине Мут, царице небес. Мут едина в трёх лицах, она мать, жена и дочь Амона. Всего храмов Мут три, каждый посвящён отдельной ипостаси богини. Храмы полуразрушены, но и руины их производят сильное впечатление.

К северу от главного храма Амона находится святилище Монту, бога войны, «владыки Фив», бога города Ермонта, который был столицей Фиванской области во времена, когда сами Фивы были заштатным городком. Именно ему Рамзес II считал себя обязанным победой у Кадеша.

В западной части Карнакского комплекса находится храм ещё одного члена «фиванской триады» (наряду с Амоном и Мут) – Хонсу, небесного целителя, бога Луны. Святилище было основано Рамзесом III в XII в. до н.э. Строительство продолжалось с перерывами 12 веков и завершилось уже при Октавиане.

Комплекс окружала высокая стена. Дорога от главных ворот вела к Луксору и охранялась двумя рядами сфинксов. Некоторые из статуй раскопаны и доступны для обозрения.

На территории комплекса постоянно ведутся раскопки. Пожалуй, самое значительное открытие было сделано в начале XX века, когда археологи обнаружили тайник с тысячами великолепных бронзовых и каменных изваяний. Как выяснилось, когда для новых статуй не оставалось свободного места, фараоны приказывали убирать старые монументы. Скульпторы же, уважая труд предшествующих поколений, складывали статуи в тайник.

Сегодняшний день Карнака

В настоящее время Карнак является одним из наиболее посещаемых исторических памятников Египта, который включается во все туристические маршруты по Нилу. Для привлечения туристов здесь регулярно проводятся яркие лазерные шоу, устраиваются театрализованные представления на исторические темы, помогающие зрителям мысленно перенестись в глубину тысячелетий, чтобы лучше понять загадочный Древний Египет.

Разумеется, здесь в изобилии продаётся сувенирная продукция. В многочисленных лавочках предложат как фабричные поделки, так и изделия народных мастеров. Таким образом, в Карнаке можно не только войти в храмы древних египтян, но и увезти с собой на память что-то, сделанное их далёкими потомками.

tepler.ru

Фивы. Храмовый комплекс в Карнаке, Карнакский храм. Karnak Temple Complex, Ипет-Исут (Ipet-Isut)

На фрагменте карты и фотографии макета отмечены цифрами: 1. Место, с которого открывается вид на макет 2. Место, откуда я сделал первую фотографию комплекса на этой странице и другие виды со Священным озером на переднем плане 3. Современный вход в комплекс со сфинксами Рамсеса II и Пинеджема I (из сфинксов, присвоенных Рамсесом II, но первоначально вырезанных при Аменхотепе III и Тутмосе IV, Пинеджем I создал аллею, которую позже переделывали Шешонк I, Тахарка и кто-то из римлян) 4. Святилища Тутмоса III и Аменхотепа I 5. Святилища Осириса 6. Храм Птаха 7. Первый пилон Нектанеба I 8. Второй пилон Хоремхеба, построенный из блоков разрушенного монумента Эхнатона 9. Третий пилон Аменхотепа III и четвертый пилон Тутмоса I 10. Пятый пилон Тутмоса I и шестой пилон Тутмоса III 11. Седьмой пилон Тутмоса III 12. Восьмой пилон Хатшепсут 13. Девятый пилон Хоремхеба 14. Десятый пилон Хоремхеба 15. Храм Осириса 16. Храм Опет 17. Аллея сфинксов и ворота Птолемея III Эвергета (Благодетеля) 18. Храм Аменхотепа III 19. Храм Тахарки 20. Фестивальный и поминальные храмы Тутмоса III 21. Храм Рамсеса II 22. Восточные ворота 23. Храм Рамсеса III 24. Руины святилища Амона – древнейшей и почти не сохранившейся части храмового комплекса времен Среднего царства

В интернете можно найти много других схем. Рядом с фотографиями на этой странице я постараюсь дать описание и привести ссылки на страницы с дополнительной информацией. 

Первые храмовые сооружения на территории, которую занимает сейчас комплекс в Карнаке, появились в конце 3 тысячелетия до нашей эры. Раскопки продолжаются, поэтому возможно и удревнение, но пока отсчет ведется от Иниотефа II из XI династии. Вероятно, на месте комплекса еще со времен т.н. Среднего царства существовало святилище Амона, которое следующие почти 2 тысячи лет реставрировалось, расширялось, достраивалось и перестраивалось, пока не превратилось в крупнейшее из когда-либо созданных религиозных сооружений. Храмовый комплекс даже сейчас похож на город, хотя и сильно разрушенный. Как и многие другие сооружения Египта, комплекс был заброшен и забыт, а потом заново открыт европейцами после экспедиции Наполеона в конце 18 века. На первых рисунках и старых фотографиях видно, что сооружения были сильно разрушены и засыпаны мусором и песком.

На видео UCLA (University of California at Los Angeles) можно увидеть, как создавался комплекс, начиная с 1971 года до нашей эры. Скорость воспроизведения лучше увеличить вдвое. На сайте университета по ссылке много полезной информации о храмовом комплексе. Я добавил этот ролик потому, что при разных царях не только возводились новые сооружения, но иногда разрушались или перестраивались старые

www.bondareff.ru

Храм Амона в Карнак, архитектура древнего Египта

Опубликовано: Март 29, 2015

Совершенным образцом религиозной египетской храмовой архитектуры, является часть гипостильного зала храма Амона в Карнаке, одного из самых масштабных архитектурных комплексов периода Нового царства.

 

Малая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом

Храм Амона в Карнаке На плане он представляет собой прямоугольник, разделенный на несколько нефов, при этом центральных неф значительно шире боковых. Прежде всего, бросаются в глаза его колоссальные размеры, демонстрирующие силу правителей или фараонов, что почти всегда наблюдалось в египетской архитектуре: характерной является и крытая постройка с прямоугольными проемами, и использование больших каменных блоков, и толстые стены. Хорошо сохранившиеся колонны также имеют колоссальные размеры; они явно демонстрируют использование различных типов капителей в зависимости от места расположения колонны в храме, поэтому в центральном нефе мы можем видеть самые высокие колонны с колоколообразными капителями, поскольку на них приходится наибольшая нагрузка, а в боковых нефах колонны уже и ниже, потому что часть веса конструкции принимают на себя стены. В капителях также видно влияние окружающего египтян мира: они напоминают листья пальм или пучки лотоса и папируса, растущего по берегам реки. Огромная популярность колонн с капителями в форме листьев папируса объясняется изобилием этого растения, которое использовалось для изготовления писчей бумаги. То же самое можно сказать и о капителях, напоминающих лотос, - также широко распространенное растение. В данном случае, гладкий ствол колонн, состоящий из цилиндров, украшен в основном иероглифами и несколькими рельефами, изображающими сцены из жизни фараона, если судить по картушу, расположенному рядом со многими из них.Гипостильный зал представляет собой полностью закрытое помещение, не имеющее отверстий, но в левой части на плане мы видим решетчатые окна, служившие для освещения. Количество света постепенно уменьшалось при движении вглубь святилища, а в том месте, где располагалась статуя божества, освещенная только пламенем факелов, было совсем темно. Гипостильный зал мог быть дополнен другими постройками, такими как «святилище лодки», где хранилась священная лодка, в которую во время процессии помещалась статуя божества.

В свою очередь, перед гипостильным залом расположен открытый зал, с трех сторон окруженный тремя портиками с колоннами; спереди расположены пилоны - монументальный фасад в форме параллелепипеда, в середине которого находится дверь обелисками по обеим сторонам.

 

Храм Амона в Карнаке

Перед пилонами располагаются колоссальные статуи фараона, который построил храм, а для создания симметрии точно также были возведены статуи божеств. По обеим сторонам двери возвышаются две башни. К этому колоссальному архитектурному сооружению вела аллея сфинксов, названная «Дорога бога». Обычно сфинксы имели голову священного животного бога – покровителя храма.

Таким образом, план храма, после длительного анализа и архитектурных экспериментов в течение периодов Древнего и Среднего царств, приобретает законченную стабильную форму, которая, начиная с правления Аменхотепа III, становится канонической. Именно при этом фараоне были воздвигнуты гипостильный зал и центральные колонны.

фото: jengt, travelpunk.com

Наряду с колоссальными размерами, использование камня как основного строительного материала призвано подчеркнуть ощущение вечности и незыблемости. Этот камень происходит из того же географического района, его добывали из скал по берегам Нила. Дерева же не хватало и кроме того оно было низкого качества; в основном его применяли для создания саркофагов, урн, небольших объектов и похоронного инвентаря, но не использовали в архитектуре. При строительстве применялась очень сложная для того времени техника: для спуска блоков использовали валы, а для подъема – наклонные плоскости. Доставка блоков обычно осуществлялась по Нилу, который был главной дорогой страны.

План храмового комплекса в Карнаке, Общественное достояние

Что касается архитектурной системы, мы видим, что применялись вертикальные и горизонтальные перемычки, то есть, в качестве подпорок использовались вертикальные, поверх которых располагались горизонтальные или высокий потолок, который закрывал внутренние и внешние террасы. И снова мы видим, какое влияние на архитектуру оказывал окружающий мир; это проявилось не только в использовании камня, что было обусловлено географией местности, но также в установлении соотношения между окружающим ландшафтом и архитектурными постройками. Египет – страна с горизонтальным ландшафтом, такой же является и его архитектура – плоской, как террасы по обоим берегам Нила.Таким образом, Нил не только создал географические рамки, которые определяли жизнь народа, но определил также экзистенциальное пространство. Существует концепция священной улицы или пути, говорящая, что именно поэтому храм также расположен вдоль продольной оси; его осевая симметрия и зеркальное отображение объектов по обеим сторонам бросается в глаза, а литургические процессии повторяли путь Солнца с востока на запад. Солнце ассоциировалось с правителем всех светил, который движется по небосводу, освещая двери храма, пробираясь через пилоны, которые символизировали священные горы.

Кроме того, хотя египтяне никогда не проявляли большого интереса к украшению внутреннего интерьера (помните, что многие из зданий погребального комплекса Джосера были фиктивными), абсолютно не интересуясь расположением предметов в пространстве. Несмотря на это, мы сами помогаем создать внутренне пространство, основанное на внешнем облике, которое все яснее проявляется по мере того, как мы приближаемся к святилищу или камере бога. Таким образом, мы переходим от пространства под открытым небом – аллеи сфинксов, доступной для людей, не принадлежащих к культу. Войдя в храм, мы видим, что оказались в окруженном портиками дворе. В этом открытом зале, куда также имел доступ весь народ, ясно прослеживается взаимодействие пространств. Уже в гипостильном зале, куда допускались только высокопоставленные фигуры, мы видим преобладание внутреннего пространства над внешним, что дополнительно подчеркивается недостатком освещения, поскольку свет проникал только сквозь решетку в самом высоком центральном нефе. В святилище, куда могли входить только служители культа, уже полностью отсутствовала взаимосвязь между пространствами, а само помещение освещалось только светом пламени. Внутренне пространство завоевывает превосходство над внешним постепенно: по мере продвижения вглубь храма пространство сужается по вертикали из-за наклонного поднятия пола и по горизонтали из-за сужения дальних помещений.

фото: RThiele, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

В заключение можно сказать, что период Нового царства стал временем наибольшего расцвета египетской архитектуры. Экономическое процветание, основанное на расширении империи, облегчило доступ к ресурсам для возведения монументов, выступавших в роли благодарности фараонов богам, которые благоволили им. Таким образом, храмовое строительство обретает независимость от погребальной культуры. Появляются необычные архитектурные решения, так, посредством второй аллеи сфинксов этот храм в Карнаке соединялся с также посвященным Амону храмом в Луксоре, расположенным в трех милях к югу. Также не стоит забывать, что в период нового царства в Египте сохраняется рабовладельческий строй, что позволило возвести эти монументальные постройки даже при недостаточном количестве механических средств.Автор: Ангелес Менендес

От: moderator,  4450 просмотров (а)

-

Скрыть комментарии (0)

Похожие темы:

www.mosarchinform.ru

Карнакский храм – «Храм Летописей»

Я в Карнаке. 27 июня 2015

Карнакский храм — одно из величайших архитектурных построек древнего мира. Комплекс Карнакского храма включает в себя строения, возводимые на протяжении нескольких столетий многими фараонами.

Каждый из них стремился придать храмовым постройкам большее величие и блеск, чем его предшественник. 2000 лет длилось это соревнование, в котором властители не всегда относились с достаточным почтением к постройкам своих предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались заново. Храм служил основным  cвятилищем Древнего Египта на протяжении всей истории Нового Царства.

Карнакский храм – огромный храмовый комплекс, в который входит 33 различных храма и зала. Аллея величественных сфинксов с головой барана некогда соединяла между собой Карнакский и Луксорский Храмы, создавая величественный коридор Света.

Самыми выдающимися строителями Карнакского храма были Тутмос I, Тутмос III, Хатшепсут, Аменхотеп III, Рамсесы I, II и III, ливийские цари XXII династии и Птолемеи, правившие Египтом до прихода римлян.

На стенах Карнака увековечен текст договора Рамсеса II с царём хеттов Хаттусили III, который был подписан спустя несколько лет после знаменитой битвы при Кадеше. Договор изначально был составлен на серебряной табличке клинописью, затем был переведен на египетский язык.

Фараоны вносили свою лепту в строительство храмового комплекса, но каждый пытался увековечить в нём своё имя, стирая имя предшественника. От начала земной истории, после царствования Богов в Египте, фараонов было 134 — священное число, означающее на языке жрецов Египта «видимый мир». Храм в Карнаке был воздвигнут не только в качестве Божественного Дома, но и предназначался для посвящения неофитов.

Сергей и потомок карнакских жрецов)

Самое впечатляющее место в Карнакском Храме — колонный зал фараона Сети I — настоящий лес покрытых барельефами могучих столпов. Когда-то они подпирали исполинский свод, на плоских вершинах любой из этих колонн могли бы разместиться по пятьдесят человек. 134 колонны, высотой 16 метров каждая, снизу доверху расписаны цветными барельефами. Колонны расположены в 16 рядов, образуя священный коридор, все барельефы на них изображают восхождение фараона к Богам.

Как «Храм Летописей» и их загадок, которые предстояло отгадать посвящённому, Карнакский Храм представлял своеобразный лабиринт времени. Число 134 было ключом к «вратам видимого мира» или «ключом к реальности».

Известное древнее изречение говорит, что числа управляют миром, а цифры — судьбами. Числа исходят от научного познания мира, а образы и формы — от религиозно-мистического. Во всех храмовых постройках Египта присутствуют два основных элемента сакральной геометрии — круг и квадрат, выраженные в числах пи и фи. Храмовая геометрия всегда создавалась по принципу Золотого сечения и ориентации по звёздам. Центральный двор Карнакского Храма сориентирован на Сириус, а его центральная ось направлена на точку зимнего солнцестояния.

Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства воздвигла в Карнаке «Красное святилище» для церемониальной ладьи бога Амона, по приказу царицы были установлены гигантские розовые гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут.

Два обелиска Хатшепсут, высотой около 30 метров, рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных ранее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III. До наших дней сохранился один из обелисков.

Крытый колонный зал в дальнем конце главной оси Храма — зал празднеств Тутмоса III, был построен в честь хеб-сед – праздника, который с пышностью отмечался фараонами в тридцатый год их правления и затем, как правило, каждые следующие три года царствования. Колонны зала в виде огромных расписных шестов не имеют аналогов в египетской архитектуре, в этом зале проводились ритуалы посвящения в Жрецы Бога Амона. В стороне от главного зала расположено помещение, на стенах которого изображены приношения Тутмоса III своим 61 предкам.

С южной стороны к Карнакскому Храму примыкает Священное озеро, на его берегу возвышается гранитная колонна с огромным жуком-скарабеем на вершине. Египтяне считали его священным и называли Хепри – «самовозникающий». В древности озеро служило для мистерий, по нему скользили золотая ладья Амона и лодки его свиты.

Одна из легенд гласит, что колонна с жуком-скарабеем — древние часы, отмеряющие время нашего мира. Медленно, по миллиметру в год уходит колонна в землю, и когда исчезнет священный скарабей — символ возрождающегося Амона-Ра, наступит конец света.

Карнакский Храм был Домом Света, посвящённым Амону-Ра. Легенда гласит, что в древности в Храме хранился камень Ипет Соут – «Матерь Вселенной». До сих пор сохранился древний алтарь, названный этим именем, через него проходит Солнечная ось Храма, которая начинается с аллеи Сфинксов.

По легенде, в Египет камень Ипет Соут был доставлен из Атлантиды, затем его перевезли в Гималаи, в таинственную страну Шамбалу. В священных тибетских текстах камень называют «Сокровищем Мира».  Тибетцы говорят, что мистическая сила камня соединяет три точки мира – три горы: Канченджангу, Кайлас и Белуху, объединённых в единое пространство – Мировую Мандалу.

zhitanska.com

5) Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре

В эпоху Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.), в связи с усилением могущества фиванского жречества, наступает период расцвета храмового строительства. В это время складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта — храм Амона в Карнаке (начало II тыс.— I в. до н. э.) и храм Амона в Луксоре (XV — середина XIII в. до н. э.).

!ВНИМАНИЕ, ТУТ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПУТАНЫ ОПИСАНИЯ ДВУХ ХРАМОВ!

Карнак

[планировочное решение]

Планы обоих храмов были вытянутыми прямоугольниками, главные части располагались по одной оси.

[объёмно-пространственная композиция]

Симметричность композиции сооружений — своего рода закон для архитектурного творчества египтян. Она подчеркивалась и преувеличенным масштабом, и организацией подхода к сооружению по его оси. Последовательное чередование различных пространств, сгущение мрака, массивность колонн должны были подчеркивать могущество богов, оказывать на входящего сильное эмоциональное воздействие, подготовить к совершению мистического ритуала.

Порталом служат пилоны — две массивных, симметрично расположенных у входа башни с плоской крышей и одной отвесной боковой гранью. Пилоны были сложены из горизонтально расположенных плит камня. О пропорциях их можно судить по большому пилону в Карнаке. Его длина равна 113 м при 15 м толщины, высота — около 50 м. Строгий геометризм конструкции пилона и его монументальность возрастали от располагавшихся перед ним гигантских статуй фараона.

Перемежающиеся дворы и гипостили уводят глаз все дальше вглубь. Продольные линии колонн в гипостильных залах особенно подчеркивают это ощущение протяженности. Ведь не случайна в этом отношении та, например, аллея сфинксообразных овнов, которая соединяла Луксорский и Карнакский храмы. Этим зодчий точно так же хотел увеличить ощущение протяженности пространства.

[состав помещений]

вход - перистильный двор, затем чередуются закрытые и открытые дворы, а помещения святилища находятся дальше всего от входа и там практически нет освещения

[конструкции]

колонны гипостильного зала достигают высоты 20,4 м при диаметре 3,4 м.

[стройматериалы]

Все перекрытия и колонны были каменными.

Луксор

[планировочное решение]

Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены почти совершенно симметрично. В самой глубине здания находились окруженные культовыми помещениями молельни со статуями богов. Перед храмом был расположен большой двор с портиками, перед которым был Запроектирован еще больший двор с гигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако этот двор построен не был, и при Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 метров высотой, с капителями в виде раскрытых папирусов.

[объёмно-пространственная композиция]

Фасад храма был обращен к Нилу, от которого к храму шла аллея сфинксов или овнов (бараноголовых сфинксов), посвященных верховному богу Амону. Фасады храмов образованы пилонами в виде двух башен с прямоугольной рамой входа между ними. Главные фасады храмов имели наклонные стены, что, видимо, является отзвуком более ранних глинобитных построек. Пилоны и вход увенчивались карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы — в виде выкружки и валика. к пилонам прикрепляли высокие мачты с флагами. За фасадным пилоном открывался перистиль — замкнутый квадратный двор, обрамленный массивными близко поставленными колоннами, обнесенный глухой стеной. Доступ во двор был открыт всем. Потом следовал гипостиль — крытый колонный зал, освещавшийся сверху через просветы между уровнями перекрытия различных частей зала. Он отличается от всех последующих залов храма своими грандиозными размерами (103 × 52 м). Весь гипостиль храма Амона заполнен колоннами. Общее их количество 134. Они представляют собой 16 длинных рядов, идущих через весь гипостиль с севера на юг, а с запада на восток ведет центральная аллея шириной 6 м. Зал построен симметрично, каждая половина его имеет по 67 колонн, расположенных с запада на восток в 9 параллельных линий. Центральная аллея состоит из 12 колонн, поставленных в два ряда. Это 21-метровой высоты колонны диаметром 3.57 м; остальные 122 колонны высотой 13 м, а диаметром всего 2 м. Эти 12 колонн гипостиля — самые высокие из тех, которые были когда-либо воздвигнуты в древнем Египте. К гипостилю примыкало сравнительно небольшое затемненное помещение - святилище, вокруг которого располагались помещения для жрецов и кладовые; чем дальше помещения храма располагались от входа, тем все более ограниченному кругу жрецов были доступны.

[состав помещений]

[конструкции]

[стройматериалы]

При сооружении храмов Нового царства

использовались известняк, песчаник, алебастр, гранит и кварцит

Основным строительным материалом служил известняк. В Египте его имелось два

вида: белый и серо-желтый

studfiles.net

Храмовая архитектура Древнего Египта

Нил делил Древний Египет не только географически, но и в плане архитектуры.

Храмы, жилые и административные постройки возводились на восточном берегу реки. Погребальные и заупокойные постройки – на западном.

Типовые особенности храмов Древнего Египта

Египетские храмы делились на три типа:

• наземные. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре – прекрасные примеры этих храмов, воздвигавшихся на открытых пространствах;

• скальные. Эти постройки вырубались в скалах. Наружу выходил лишь фасад. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой скальный тип;

• полускальные. Это те храмы, которые могли сочетать в себе особенности первых двух типов. Храм царицы Хатшепсут в Долине Царей частично находится снаружи, а частично – в скале.

Посмотрите видео о храмовом комплексе в Карнаке

Древнеегипетский храм был симметричен в плане. Он начинался с аллеи сфинксов, которая вела к пилонам (от греч. – ворота, трапециевидные башни), перед которыми возвышались статуи богов и фараонов. Здесь же располагался обелиск – материализованный солнечный луч.

Авторство этого элемента традиционно приписывается египтянам. Оставляя пилоны позади, посетитель попадает во внутренний двор, окружённый колоннами – перистиль. За ним стоит гипостиль – колонный зал, освещённый солнечными лучами, падающими через потолочные просветы.

Читайте также:  Вандомская колонна в Париже – по следам Наполеона

За гипостилем могли располагаться ещё меньшие комнаты, которые, в результате, приводили в святилище. Чем дальше вглубь храма – тем меньшее количество людей могло туда попасть.

Святилище было доступно лишь высшим жрецам и фараону. Традиционный строительный материал для храмов – камень.

Храмовый комплекс в Карнаке

Храм в Карнаке считался главным египетским святилищем. Он традиционно располагается на восточном берегу Нила и посвящён богу Амону-Ра. Эта постройка напоминает по своим размерам небольшой город (1,5 км на 700 м).

Возведение храма началось в XV веке до н. э. К строительству комплекса приложил руку не один фараон. Каждый из них выстраивал свои храмы и расширял масштабы постройки. Выдающимися архитектурными постройками считаются храмы Рамсеса I, II, III, Тутмоса I и III и фараонов из династии Птолемеев.

Комплекс состоит из трёх частей и в плане напоминает букву Т. Вход в храм обрамлён пилоном высотой 43 м, который открывает собой обширный прямоугольный внутренний двор, обставленный папирусовидными колоннами. Этот двор завершается ещё одним пилоном, впускающим посетителя в гипостильный зал.

Среди множества колонн можно заметить центральный проход, обставленный колоннадой высотой 23 м. Это самый высокий зал в Египте, потолок которого возвышается по центру, относительно боковых частей.

Читайте также:  Архитектура Киевской Руси 

Через образованный выступ в зал падает свет, который играет на расписанных стенах и колоннах. В конце зала – новый пилон, за которым новый двор. Эта система залов приводила к священной комнате, где хранилась статуя бога.

С юга к храму примыкает озеро, на берегу которого расположен жук-скарабей из гранита немалых размеров. Когда-то карнакское святилище соединялось с храмом в Луксоре аллей сфинксов. Но теперь она разрушена, часть сфинксов остались нетронутыми временем. Они расположились ближе к карнакскому комплексу. Это высокие статуи львов с головами баранов.

Храмовый комплекс в Абу-Симбеле

Этот храм также был возведён фараоном Рамзесом II в XIII веке до н. э. Постройка относится к типу скальных храмов. На входном фасаде выставлены гигантские статуи покровительствующих фараону богов: Амона, Ра и Птаха. Рядом с ними соседствует сам фараон в сидячей позе. Интересно, что фараон придал свой облик всем трём богам. Рядом с ним сидит его жена – Нефертари вместе с детьми.

 Этот скальный храм представляет собой комплекс из четырёх залов. Они последовательно уменьшаются. Доступ в них, кроме самого первого, был ограничен. Самая последняя комната была доступна лишь фараону.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в Японии

В святилище храма расположились те же четыре статуи, что встречают вас при входе: статуи Амона, Птаха, Ра и самого фараона. Особенностью этой постройки стало то, что 22 октября и 22 февраля с восхода солнца в храм проникает световой луч, который движется по коридору и, попадая в сакральную нишу, последовательно касается каждой из статуй (кроме статуи Птаха, бога тьмы).

Рядом с храмом мужа прорублен в скале другой, посвящённый его жене – Нефертари. При входе внутрь в гигантских альковах возвышаются шесть 10 метровых статуй фараона и его жены. Святилище возводилось в честь богини Хатхор, которой были приданы черты Нефертари.

Храм царицы Хатшепсут

Этот заупокойный храм находится с запада от Нила и относится к полускальному типу храмов. Задолго до появления греческого Парфенона, это святилище преподносит шедевр архитектурной гармонии.

На крутых скалах Ливийского плоскогорья были установлены три террасы, соединённые пандусами. Вход на каждую из террас был обозначен белоснежным портиком с колоннами.

 Ко входному пилону нижней террасы вела аллея сфинксов, начинающаяся с побережья Нила. Ширина аллеи достигала 40 метров. Перед храмом был раскинут сад с Т-образными бассейнами. Гигантские статуи украшали постройку.

        Поделиться:

nastroike.com

Луксор. Карнакский Храм бога Солнца. Крупнейший храмовый комплекс Древнего мира

Владимир Дергачева, фотографии Антона ДергачеваДревнеегипетские храмы были предназначены в качестве резиденции  небесных богов на земле. Слово «храм» буквально означает «дом бога».Великий  Карнакский храм верховного божества Амона  (Ипет-Сут) был заложен в 16 веке до н.э. в столице Древнего Египта Фивы на восточном берегу Нила.  Это крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта  и главное государственное святилище Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.).  В Новом царстве древнегреческий бог солнца (Амон-Ра) считался покровителем  столичных Фив. Строительство продолжалось более 1300 лет! И около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса.Сегодня на месте древнеегипетской столицы Фив расположена деревня Карнаки в пригородах Луксора.  Карнакский и Луксорский храмы соединены мощёной двухкилометровой Аллеей сфинксов, частично реставрированной и  восстановленной.В 1979 году эти древние храмы вместе с Некрополем (Долиной мертвых) включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Рамсес (Рамзес) II Великий достроил колоссальный Гипостильный зал Карнакского храма с многочисленными  регулярно воздвигнутыми колонами (на схеме Колоннада Рамсеса).  Это величайшее здание Древнего мира    имело площадь 5 тыс. кв. метров. Двенадцать колонн  по сторонам среднего прохода имели в высоту 24 метра. На вершине колонны могло уместиться до 100 человек.  Остальные 126 колонн зала имели высоту 13 метров.

Крупнейший в Египте Карнакский храмовый комплекс – главное государственное святилище в период Нового царства. Состоит из трех основных архитектурных ансамблей: Амона-Ра, Монту и Мут.

Вид на развалины Карнакского храма с юго-востока
I пилон (Нектанеб I)1. Первый двор2. Храм Рамсеса III3. Кирпичный пандус4. Святилище Сети II

II пилон (Хоремхеб – Сети I)

5. Большой гипостильный зал (БГЗ)6. Южная стена БГЗ7. Северная стена БГЗ

III пилон (Аменхотеп III – XIX династия)

8. Обелиск Тутмоса I

IV пилон (Тутмос I)

9. Зал Инени10. Обелиск Хатшепсут

V пилон (Тутмос I)

11. VI пилон и Зал анналов Тутмоса III12. Cвятилище ладьи Филиппа Арридея13. Святилище Хатшепсут

14. Двор храма Среднего царства

15. Юбилейный храм Тутмоса III16. Святилище Александра Македонского17. «Ботанический сад» Тутмоса III18. Святилище Внемлющего уха19. Храм Рамсеса II20. Колоннада Тахарки21. Ворота Нектанеба I22. «Двор тайника»23. Скарабей Аменхотепа III24. Верхняя часть обелиска Хатшепсут25. Храм Тахарки26. Священное озероVII пилон (Тутмос III)

VIII пилон (Хатшепсут)

27. Вход в Музей под открытым небом
На пилонах храма  обнаружен список народов, покоренных фараоном Тутмосом III в Азии и Африке. Южную ось храма  начинает «двор тайника». В начале 20 века здесь под каменными плитами пола  было обнаружено  около 20 тыс. предметов, в том числе  750 скульптур. Это крупнейшая находка скульптурных изображений за  все время археологических раскопок в Египте.

Обнаруженная здесь скульптура фараона Аменхотепа III ныне хранится в Египетском музее в Каире.

Реконструкция (разрезы) храма Амона в  эпоху фараона Рамсеса II Великого после создания  Большого гипостильного (колонного) зала. Рисунки Stephen Biesty

Аллея сфинксов с телом льва и головой барана («криосфинксы»), созданных во времена Рамсеса II, вела к причалу на Ниле.

http://www.mochaloff.ru/egipet/0718.jpgМалая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом

Статуя фараона Рамсеса II. У его ног супруга — Нефертари (любимая из самых любимых).

Божественный (навозный?) Жук был воплощением возрождения. Древние египтяне были уверены, что именно он катит Солнце на восход.

http://www.mochaloff.ru/egipet/1077.jpg

В 1850 году здесь был не Федя Булочкин, а, возможно,  поляк.

Сцена коронации фараона Рамсеса II, сидящего на троне Верхнего и Нижнего Египта. Царь обращен лицом к владычице юга Нехбет, а за его спиной  – богиня Уаджит, владычица севера.

Главными вертикалями Карнакского храма являются два обелиска, установленные царицей-фараоном Хатшепсут. 30-метровые обелиски были изготовлены в каменоломне вблизи Асуана и были самыми высокими в Древнем Египте.

Юбилейный храм Ахменну («Блистающий памятниками») был воздвигнут по приказу фараона для проведения ритуальных праздников.

Иностранные туристы любят позировать на фоне развалин Храма

Археологические раскопки продолжаются

dergachev-va.livejournal.com


Смотрите также